Семинар – форма групповых занятий по предмету или теме, какая
проходит при активном участии всех педагогов.
На
семинарах освящаются актуальные вопросы учебно-воспитательного процесса,
содержание новых технологий, методов и приемов обучения.
Эта
форма занятий (заседаний) является необходимой для ознакомления учителей с
новейшими достижениями науки и действенного педагогического опыта.
Характерными чертами семинара являются:
Ø обязательная работа учителей по самообразованию;
Ø коллективное обсуждение ее результатов;
При
проведении семинара происходит переход
информативной функции от руководителя методического объединения до
участников семинара. В деятельности руководителя методического объединения на
первое место выступает регулятивная и организаторская функции.
Эффективность семинара требует особых организационных мер при его
подготовке и проведении. Эти организационные меры включают:
Ø
выделение
специального времени для подготовки участников;
Ø
обеспечение
участников списком литературы;
Ø
скрупулезный
отбор вопросов по количеству и качеству для обсуждения;
Ø
при
формулировании вопросов для обсуждения на занятиях методических объединений
необходимо придерживаться следующих требований: опора на внутреннюю логику
изучаемого материала; проблемность; учет запросов аудитории.
Практикум – вид учебной деятельности, основанной на применении знаний, умений и
навыков в решении практических задач. На первом плане развитие умений
пользоваться теорией на практике. Однако практические занятия в перспективе
способствуют приобретению новых теоретических знаний.
Практикум
включает следующие этапы:
Ø
организационный;
Ø
постановка цели;
Ø
актуализация
знаний;
Ø
инструктаж;
Ø
деятельность,
направленная на практику работы;
Ø
подведение
итогов.
Теоретический семинар. Эта форма занятий
является необходимой для ознакомления учителей с современными достижениями педагогической науки
и передовым педагогическим опытом. Она требует от выступающих (ученых,
специалистов органов управления образованием, руководителей учреждения
образования, педагогов) доступного освещения в сообщениях, лекциях, докладах
актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, содержания современных
образовательных технологий, методик, методов и приемов обучения.
Проведение подобных семинаров следует планировать не более двух-трех
раз в год во избежание перегрузки учителей.
Разновидностью теоретического семинара является психолого-педагогический семинар, который активно
используется в общеобразовательных учреждениях республики. На нем в первую
очередь рассматриваются
вопросы психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса. И руководит работой
такого семинара специалист-психолог.
Семинар-практикум. Данная форма работы
требует очень серьезной подготовки, так как на таком семинаре учителя знакомят присутствующих
коллег с опытом своей работы (учебной, исследовательской, поисковой),
проводимой в течение определенного времени под руководством
ученого-консультанта или же специалиста управления (отдела) образования.
В центре внимания семинара-практикума находятся не только теоретические вопросы
учебно-воспитательного процесса, но и практические умения и навыки, что особенно
ценно для роста профессионального уровня учителей.
Семинары-практикумы являются эффективной формой приобщения педагогов к
творческой, поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности и повышают их
общепедагогическую культуру.
Научно-практическая конференция - это форма совместной деятельности ученых,
педагогов и учащихся. Главная ее цель обобщение, ознакомление и пропаганда
лучшего опыта работы, формирование собственной, исследовательской
позиции, навыков
ведения, рекомендации по совершенствованию данного направления деятельности
педколлектива. проведения экспериментальной работы по учебно-педагогической
проблеме. Определяющими чертами конференции являются: многочисленный состав
участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов,
научных учреждений);
всестороннее освещение проблемы.
Практическая часть конференции реализуется в секциях и состоит из просмотра
фрагментов учебных занятий «вживую», на видео, моделирования учебных занятий,
демонстрации приемов, методов, средств, технологий обучения. Как правило,
тематика научно-практических конференций определяется наиболее актуальными
проблемами педагогики, психологии и связана с практической деятельностью
учреждения образования.
Методический фестиваль. Данная форма
методической работы предполагает большую аудиторию участников и ставит своей целью обмен опытом
работы, внедрение новых педагогических идей и методических находок.
Как правило, фестиваль — это торжественное подведение итогов работы
педагогического коллектива.
Программа фестиваля состоит из различных мероприятий: открытых уроков,
внеклассных мероприятий, конкурсов, выставок, презентаций, приглашений в творческую
лабораторию учителя и др. На фестивале происходит знакомство с лучшим
педагогическим опытом, с нестандартными уроками, подходами в решении педагогических задач.
Во время фестиваля работает панорама методических находок и идей.
Завершается фестиваль чествованием педагогов, показавшим высокие результаты
методической работы за год, а также подведением итогов рейтинговой оценки методической
деятельности и определением победителей.
Методический мост является
разновидностью дискуссии и проводится с участием педагогических коллективов других
учебных заведений, сотрудников управления (отдела) образования, НИО, ИПК, АПО,
родителей учащихся.
Цель данной работы- обмен идеями, опытом практической деятельности,
обсуждение типичных трудностей в осуществлении учебно-воспитательного процесса
и определение путей их успешного разрешения.
Итогом работы методического моста могут быть методические рекомендации по
преодолению негативных явлений в повышении квалификации и по улучшению,
совершенствованию профессиональной подготовки учителей, по преодолению сложностей в
решении
задач учебно-воспитательного процесса.
Методический ринг как групповая форма
работы проводится с целью совершенствования профессиональных знаний педагогов, выявления
их педагогической и общекультурной эрудиции.
Существует несколько вариантов
проведения методического ринга. Наиболее распространенными являются: ринг как разновидность дискуссии и ринг
как соревнование. Ринг как
разновидность дискуссии проводится в том случае, когда в
педагогическом коллективе формируются разные взгляды на один и тот же вопрос
или проблему. Желательно количество разных взглядов, точек зрения свести к
минимуму — до двух. Тогда заранее готовятся оппоненты. Каждый из них формирует
необходимую
группу поддержки, которая оказывает помощь своему лидеру в случае
необходимости.
|