Эффективной
формой методической работы являются тематические семинары - практикумы. Такие
семинары обычно строятся по следующей схеме: краткая лекция по проблеме,
практическая обработка вопроса, составление и обсуждение тематических планов.
Занятия семинаров - практикумов могут быть посвящены изучению технических
средств обучения и методики их применения, разработке наиболее важных и трудных
тем и т.д.
Значительное место в работе методических объединений занимают обзоры литературы,
педагогических журналов, наиболее интересных статей по вопросам обучения и
воспитания, опубликованных в периодической печати. Желательно делать такие
обзоры на каждом заседании методического объединения. Своевременная информация
о новой литературе оказывает учителям существенную помощь в работе по
самообразованию, создает благоприятные условия для внедрения в практику
достижений педагогической и психологической науки.
Своевременным итогом методической работы в течение учебного года или двух лет
является проведение школьных педагогических чтений или научно - практических
конференций. На них заслушиваются наиболее интересные доклады и сообщения,
подготовленные учителями, классными руководителями, воспитателями, принимаются
рекомендации о совершенствовании учебно-воспитательной работы, о внедрении в
практику лучшего педагогического опыта. К педчтениям и научно - практическим
конференциям следует приурочивать педагогические выставки, иллюстрирующие
основные положения докладов, рассказывающих о достижениях педколлективов и
отдельных учителей.
Методическая работа будет по настоящему эффективной, окажет действенное влияние
на качество обучения и воспитания только тогда, когда ее коллективные формы
будут органически связаны с систематическими занятиями, самообразованием
Целесообразно выделить две группы форм методической работы: коллективные (групповые) и индивидуальные.
К коллективным (групповым) относятся:
§ активная лекция;
§ деловая игра;
§ защита авторских проектов;
§ «круглый стол»;
§ мастер – класс;
§ методический консилиум;
§ методическая оперативка;
§ методическая мастерская;
§ методический КВН;
§ методический тренинг;
§ «мозговой штурм»;
§ научно – практические конференции;
§ семинары (дидактические, проблемные,
психолого-педагогические, пр.);
§ панорама педагогических достижений;
§ педагогический «Гайд – парк» (межшкольный);
§ педагогическая дискуссия;
§ педагогические чтения;
§ практикумы;
§ проблемно-ситуационная игра;
§ ролевая игра;
§ творческий диалог;
§ творческий отчет;
§ читательские и зрительские конференции;
§ школа передового опыта;
§ ярмарка методических идей;
§ фестиваль педагогических идей: калейдоскоп уроков;
§ рекламная акция;
К индивидуальным формам методической
работы относятся:
§ индивидуальная консультация;
§ накопление информации по педагогике, психологии,
методике, предметному содержанию;
§ наставничество;
§ проведение мониторинговых замеров в режиме
самоконтроля за процессом и результатом обучения;
§ постоянная работа над методической темой,
представляющей
профессиональный интерес;
§ работа над личной творческой темой;
§ работа с наставником;
§ разработка собственных средств наглядности;
§ разработка диагностических процедур, заданий и тестов;
§ разработка собственной программы самообразования;
§ разработка авторского курса и учебного пособия;
§ рефлексия и анализ собственной деятельности;
§ самостоятельное проведение исследований;
§ собеседование с администрацией;
§ стажировка.
|