Организация передового опыта
Кто
организует опыт?
-
определение программы, по которой будет организован опыт;
- определение авторов опыта;
- рекомендации учёных, методистов, руководителей учреждения образования , методического
объединения по работе над программой;
- консультации, оказание помощи авторам в работе над проблемой.
Изучение передового педагогического опыта
Кто
изучает?
Методы
изучения:
- длительное наблюдение за работой учителя: посещение уроков, внеклассных
занятий, рассмотрение методов обучения, их эффективность, вариантов построения
уроков, приёмов проверки знаний учащихся, активизация их познавательной
деятельности;
- ознакомление с литературой, которую использует учитель. Что нового, своего
внесено? Чем актуально это новое? Уверен ли учитель в нём? Проверено ли на
практике? Каковы результаты?
- ознакомление с ученическими работами, которые являются ценным источником
информации. Свидетельствуют ли они об эффективности применяемых учителем
методов? Видны ли изменения в развитии детей, их мировоззрении, моральном
облике, поведении?
- беседы с учителем с целью выяснения роли его опыта работы в научной
организации учебного процесса.
Анализ передового педагогического опыта
Кто
анализирует? Что подлежит анализу и педагогической оценке?
1.
Педагогические
задачи, цели (правильно ли они поставлены, решены)?
2. Содержание, приёмы и методы обучения и воспитания:
а) соблюдается ли принцип формирования мировоззрения, чёткой классификационной
позиции;
б) какими приёмами достигнут положительный результат, нет ли перенасыщения
приёмами?
в) научность методов, соответствие требованиям педагогики и психологии;
г) выработаны ли умения и навыки?
3. Деятельность учителя:
- соответствует ли деятельность учителя задачам, специфике, содержанию темы?
- как активизируется познавательный интерес учащихся?
- как активизируется внимание, вырабатывается нужный ритм работы на уроках?
- как воспитывается трудолюбие?
- каков стиль работы учителя, педагогический талант?
4. Деятельность учащихся:
- как работают?
- владеют ли приёмами познавательной деятельности?
- какие формируются нравственные качества?
- способны ли учащиеся всё сделать, освоить?
- нет ли перегрузки учебным материалом?
5. Материальное оснащение деятельности учителя и учащихся.
Какие наглядные пособия и ТСО использовались, рациональность их использования.
6. Результаты обучения:
- умеют ли учащиеся не только воспринимать полученные знания, но и
самостоятельно их приобретать? В чём, по мнению и наблюдению учителя,
проявляются положительные результаты в развитии и воспитании учащихся?
- обобщение передового педагогического опыта.
- кем обобщён опыт и где?
Формы обобщения:
-
рабочий план, конспекты уроков с методическими выводами;
- доклад на МО, педсовете, педчтениях, статьи в журналах, методические письма,
бюллетени;
- отчёт о педагогическом эксперименте (если он ведётся);
- тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды,
альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия);
- обобщение - описание с методическими выводами.
Обобщение, распространение и пропаганда передового педагогического опыта.
Кто пропагандировал опыт и оказал помощь по внедрению?
Методы пропаганды:
- устная пропаганда (чтение лекций, докладов на
педагогических советах, методических объединениях, педагогических чтениях,
конференциях);
- наглядная пропаганда (организация выставок, проведение открытых уроков,
внеклассных мероприятий);
- письменная пропаганда (методические рекомендации автора).
Памятка по обобщению опыта учителя
1.
Внимательно
следите за научно-методической литературой, составьте библиографию литературы
по интересующему Вас вопросу.
2.
Сохраняйте и
накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты,
дидактические пособия, темы сочинений учащихся, их вопросы, ответы, свои
наблюдения за духовным развитием школьников. Отмечайте при этом Ваши сомнения,
неудачи.
3.
Выбирая тему для
обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в Вашей работе и
работе Ваших товарищей. Целесообразно взять тему, которую Вы считаете наиболее
важной и нужной, и постараться оформить ее как можно точнее, конкретнее.
4.
Определите форму
обобщения. Это может быть доклад, статья. Но можно обобщить опыт и по-другому.
Например, привести в систему Ваши методические материалы (планы, карточки,
схемы, виды самостоятельных упражнений учащихся), сопроводив их краткими
разъяснениями.
5.
Набросайте
краткий план темы (3-4 основных вопроса), затем составьте по теме тезисы.
Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основание
для Ваших выводов. Снова и снова уточните план; уже в нем должна быть отражена
основная идея и логика изложения темы.
6.
При написании
доклада сначала набросайте черновик. До предела сокращайте введение, избегайте
общих фраз, не стремитесь писать "наукообразно". Литературу
используйте не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации
своих наблюдений и выводов.
7.
Оценивайте
практически свой опыт. Сообщая об успехах, не забудьте о недостатках,
трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта - результаты. Рассказ об
опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и
развиваются ученики.
8.
Материал
старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений.
9.
Работая над
темой, советуйтесь с коллективом, со своими коллегами, рассказывайте им о своих
трудностях, сомнениях. Так могут появиться ценные мысли, нужные факты.
10. Подберите и надлежащим образом оформите приложения
(схемы, карты, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).
11. Помните, что, обобщая педагогический опыт, Вы
выполняете важную общественную обязанность, способствуете дальнейшему улучшению
обучения и воспитания детей, молодежи.
КАРТА объекта по изучению передового педагогического
опыта
1.
Ф.И.О., год рождения________________________________
2.Учреждение________________________________________
3.
Должность ________________________________________
4.
Категория, год присвоения____________________________
5.Тема
работы по обобщению передового опыта, краткая аннотация _______
6.
Стадия: *
изучение *
обобщение * внедрение
7. Кем изучается_______________________________________
8. Методические разработки_____________________________
9.
Публикации (указать полные данные)____________________
|