Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 15:56
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 23 » Методическая работа по организации и проведению факультативных занятий 2
22:34
Методическая работа по организации и проведению факультативных занятий 2

            Рассмотрим технологические аспекты методической работы в контексте осуществляемой модернизации образова­ния. Они должны соответствовать общепринятым педагогическим требованиям: занятия должны проводиться в различных формах, адекватных цели и содержанию МР; должны применяться активные методы обучения; необходима опора на субъектный опыт учителей; средства должны быть как иллюстративными, так и детерминирующими поисковую, твор­ческую деятельность участников занятий и т. п.
Вместе с тем важно выделить специфику, которая отражает особенности целей и содержания МР, обусловленную всеобщим обучением учащихся на базовом уровне и массовым применением факультативных занятий.
         На основе анализа литературы и опыта МР в различных школах и регионах страны предлагаем рекомендации по фор­мам, методам и средствам организации методической работы и самообразования учителей, применение которых будет способствовать их адаптации к новым условиям работы, профессиональному самоопределению, овладению умениями пере­формирования своей деятельности в соответствии с Новыми образовательными реалиями.
           1.Первым шагом в создании системы методической работы в школе является организация методической сети, включающей, помимо форм коллективного методического взаимо­действия педагогов (методические объединения, творческие, проектные, экспертные, исследовательские группы), систематическое сопровождение педагогической деятельности, свя­занной с реализацией новых учебных программ, организацией и проведением факультативных занятий. Важно предусмотреть при этом внешние методические связи: с районным (го­родским) учебно-методическим кабинетом, внешкольными методическими объединениями педагогов, институтами раз­вития образования. Соответствующие рекомендации руководители общеобразовательного учреждения могут прочесть 15
книге А. А. Глинского об управлении методической работой.
           2.Рекомендуется занятия методических объединений про­водить с применении тех технологий, на освоение которых они направлены. Если, скажем, стоит задача изучения технологии многомерных дидактических инструментов, заключающей в себе большой потенциал обеспечения преемственности урочных и факультативных занятий, то само занятие строится по правилам данной технологии. (В третьей главе описаны тех­нологии, наиболее пригодные для факультативных занятий.)
           3. Если стоит задача демонстрации опыта учителя по проведению факультативных занятий, важно открытые занятия проводить как презентации учителями своим коллегам собственной дидактической системы. Для этого используется следующий алгоритм; 1) выступление учителя о своей системе работы, о группе учащихся, о предстоящем занятии с ними; 2) ответы учителя на вопросы коллег; 3) открытое занятие; 4) выступление директора или его заместителя, в котором они рассказывают о творческом пути учителя; 5) самоанализ учителем своего занятия; б) ответы учителя на вопросы коллег по проведенному занятию; 7) выступления педагогов; 8) заклю­чительное слово учителя.
         4.Целесообразно опираться на опыт тех образовательных учреждений, которые ранее широко применяли факультативы, занятия в малых группах в рамках мультипрофильного
обучения. Возможно повышение квалификации учителей на соответствующих целевых и проблемных курсах в Академии последипломного образования и региональных институтах
развития образования, а также на базе инновационных цент­ров повышения квалификации по современным образовательным технологиям, которые с 2008/2009 учебного года действуют в отдельных общеобразовательных учреждениях в различных регионах страны (приложение 14).
          5.На этапе перемен, когда учителям предоставляется возможность варьировать содержание учебного материала (в пределах учебных программ), составления и использования собственных программ факультативных курсов, выбора технологий, методов и средств обучения, возрастает значение исследовательской составляющей инновационной деятельности. Исследовательская деятельность является эффективным инструментом для анализа и коррекции процесса, для выявления причин проблем, возникающих в практикеобучения. Пе­реходя в рефлексивную позицию, педагог оценивает, анализирует не только результаты организации учебно-воспитатель­ного процесса, но и себя как субъекта педагогического взаимодействия. Исследовательская деятельность позволяет педагогу выстроить собственную дидактическую систему, оптимальную для условий факультативного обучения и обучения на базовом уровне.
              Поэтому важно стимулировать исследовательскую деятельность учителей, создавать в школе условия, благоприятные для разворачивания учительских практико-ориентированных исследований.
          6.Рекомендуется создавать в образовательных учреждени­ях базы данных по проблематике обучения учебным предметам по новым программам и факультативному обучению. Они
могут включать каталоги программ факультативных курс по общеразвивающей, профориентационной и предметной направленности, сами программы, учебные материалы, материалы опыта факультативного обучения, критерии оценки его эффективности. Здесь могут быть как материалы, разработанные в самой школе, так и в других учреждениях сферы образо­вания. Материалы данной базы выступают, с одной стороны, как информационные ресурсы для организации МР, а с другой стороны - они в большой степени отражают результативность методической работы и самообразования учителей.
         7.В процессе внедрения нового учебного плана, новых программ, массового факультативного обучения практические работники неизбежно обнаруживают те или иные несогласования, противоречия. В рамках методической работы, на наш взгляд, возможно путем обсуждения находить соответст­вующие обоснованные разрешения проблемных ситуаций. Методическое объединение или творческая группа могут выступить инициаторами внесения корректив в учебно-программную документацию, в рекомендации для учителей.
         8.Важной частью МР может быть проведение практикумов по разработке критериев оценки эффективности факультативных занятий общеразвивающей, профориентационной и предметной направленности. Разработанные самими учителями критерии будут выступать содержательной основой повышения квалификации учителей и предпосылкой для возрастания эффективности факультативных занятий.
            В заключение предлагаем возможные актуальные критерии оценки эффективности МР:
      -осведомленность учителей в нормативно-методическом обеспечении, касающемся нововведений в школьную практику;
      -направленность МР на удовлетворение запросов учителей и на преодоление их профессиональных затруднений в организации факультативного обучения;
       -свидетельства овладения учителями актуальными технологиями, методами и средствами обучения;
       -удовлетворенность педагогов ходом и результативностью МР;
       -удовлетворенность педагогов результативностью своей педагогической деятельности.
Интегральным критерием эффективности МР является по­вышение качества образования учащихся

Категория: Учителям | Просмотров: 672 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz