Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:21
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 23 » Методическая работа по организации и проведению факультативных занятий
22:34
Методическая работа по организации и проведению факультативных занятий

Во многих общеобразовательных учреждениях нашей страны наработан эффективный опыт методической работе, которая рассматривается как механизм повышения квалификации, развития профессионализма педагогов. Методическая работа выполняет важные социально педагогические функции: адаптирующую, информационную, аналитическую экспертную, обучающую, консультативную, корректирующую, инновационную и др.
         Например, для начинающих учителей особенно важная функция адаптации к условиям профессиональной деятельности в новой для них школе. Значима информационная функция, которая имеет первостепенное значение в периоды; изменения нормативной и учебно-методической базы образовательного процесса. Реализация инновационной функции предполагает приобщение учителей к новой практике обучения, воспитания и развития учащихся.
         В настоящее время особенно актуальна инновационная функция, поскольку все средние общеобразовательные учреждения призваны реализовывать новый учебный план, изменен­ные учебные программы, общую для всех модель дифференциации обучения посредством факультативных занятий с I по XI класс. Таким образом, во всех общеобразовательных учреждени­ях, по сути, начинает внедряться широкомасштабная инновация, которая предполагает перемены в отношениях, деятельности, ценностных ориентациях всех субъектов образовательного процесса: управленцев, учителей, учащихся и их родителей.
          Из теории инновационного менеджмента и соответствующей практики известно, что во многих случаях введение инноваций сопровождается ухудшением количественных и качест­венных показателей деятельности организации. Это связано с тем, что всякая инновация, особенно на первых порах, имеет, наряду с положительным потенциалом, деструктивный харак­тер. Отрицательную роль играет также субъективный фактор, поскольку люди не всегда понимают суть изменений и не сра­зу склонны поддерживать предлагаемые извне новшества.
          При организации факультативного обучения управленцы и педагоги общеобразовательных учреждений руководствуются Едиными типовыми учебными планами, инструктивно-мето­дическими письмами; руководствуются новыми учебными программами, программами факультативных занятий. Вряд ли можно надеяться на значительный педагогический эффект де­ятельности учителя, если он формально руководствуется этими нормами. Важно их переосмысление и адаптация к реальным условиям школы, класса, факультативной группы; важно переформирование учителями своей деятельности таким образом, чтобы в новых условиях достигался максимально возможный педагогический эффект. Методическая работа выступает здесь в качестве полигона, на котором создаются и апробируются новые педагогические нормы, адекватные новым услови­ям деятельности общеобразовательного учреждения.
          Первые «примерки» новой нормативной базы к реальной практике показали существование ряда противоречий между:
           -большим количеством часов в учебном плане, отведен­ных на факультативные занятия, и ограниченной возможностью их полной реализации из-за установления максимально допустимой недельной нагрузки на ученика;
           -устоявшимся стереотипом многих учителей, которые прежде преподавали учебный предмет на повышенном уровне, давать учащимся расширенную программу, и ограничением номенклатуры учебных элементов в учебных программах;
         -сложившимся опытом педагогов работать в гомогенных профильных классах или группах и необходимостью учить в одном классе на базовом уровне заинтересованных и безразличных к предмету учеников; 
       -привычным отношением многих учителей и учащихся к факультативным занятиям как к второстепенному педагогическому процессу и возросшим статусом факульта­тивов, выступающих единственным (за исключением старших классов гимназий и лицеев) способом дифференциации обучения;
   - необходимостью соблюдения здоровьесберегающего режима при организации факультативного обучения сложностью составления адекватного данному требованию расписания занятий.
          Многие из названных противоречий в значительной мере могут быть разрешены путем организации целенаправленно! методической работы в школе. Рассмотрим ее целевой, содержательный и технологический компоненты.
       Цель методической работы на данном этапе состоит в информационном, научно-методическом и психологическом с провождении педагогов на этапе перехода к 11-летнему обучению. Предполагается, что результатом МР должны стать:  знание учителями:
        -нормативных правовых документов и методического обеспечения преподавания учебных предметов Единого типового учебного плана;
         -видов факультативных занятий, способов и средств обеспечения преемственности уроков и факультативов предметной направленности;
       - особенностей факультативных занятий, оценочной деятельности учителя и учащихся в условиях безотметочного обучения: умение педагогов:
       -адаптировать нормы (учебные программы, календарно-тематическое планирование) к классу, в котором ведется обучение;
      -разрабатывать вариативные авторские программы факультативных курсов в соответствии с запросами учащихся и рынка труда;
       -выбирать технологии обучения для факультативных занятий;
      -проектировать, осуществлять и анализировать образовательный процесс на уроках и на факультативных занятиях.
       Для достижения данных целей, на наш взгляд, необходимо решить следующие задачи:
        - провести учебу руководителей методических объединений;
        -разработать критерии эффективности методической работы;
      -выявить степень готовности учителей работать в новых условиях дифференцированного обучения.
      -определить персональные затруднения учителей во владении нормативной и учебно-методической базой фа­культативного обучения, в подготовке, проведении и анализе факультативных занятий;
     -создать методическую сеть образовательного учрежде­ния, обеспечивающую научно-методическое сопровож­дение деятельности учителей;
       -спланировать методическую работу на учебный год;
     -обеспечить занятия необходимыми учебно-методическими и материально-техническими ресурсами;
     -организовать самообразование учителей, работу творческих групп и провести занятия методических объедине­ний;
       -исследовать и оценить эффективность проведенной учебы.
       Перечисленные задачи решаются в рамках следующих направлений методической работы:
1.Аналитическое (выявление потребностей работников образования, изучение и распространение актуального педагогического опыта и результатов МР, результатов
УВП).
2.Информационное (создание банков данных о людях, книгах, новых технологиях, об успешном опыте и т. д.).
3.Организационно-методическое (сопровождение, координация усилий, организация обучающих и рефлексивных мероприятий и т. д.).
4.Консультационное (разъяснение, организация консультаций, организация внешнего консалтинга и т. д.).
           Предлагаем возможные темы педагогических советов, се­минаров, практикумов, занятий методических объединений, а также проблем, над которыми могут работать творческие и проблемные группы (эти же темы и проблемы могут быть те­мами самообразования или педагогических исследований учителей). Они в совокупности отражают актуальное содержание методической работы:
             Педагогические советы:

  Факультативные занятия как форма дифференциального обучения

  Факультативные занятия: проблемы, задачи, технологии.

  Факультативные занятия в системе профориентационной работы школы.

  Теоретические и практические аспекты проблемы умственности обучения в системе «урок-факультатив».

  Обеспечение преемственности в системе «урок-факультатив» как условие высокого качества индивидуального образования школьников.

  Реализация принципа преемственности в формировании опыта познавательной деятельности учащихся в системе «урок-факультатив».

  Платные образовательные услуги как ресурс удовлетворения образовательных запросов учащихся.
          Семинары и практикумы

  Программное и методическое обеспечение факультативных занятий в школе.</LI

  Календарно-тематическое и поурочное планирование факультативных занятий.</LI

  Особенности проведения факультативных занятий различной направленности.</LI

  Основные методы, формы и средства организации факультативных занятий в школе.</LI

  Мониторинг условий, процесса и результативности обучения на факультативных занятиях.</LI< li

  Разработка программ факультативных курсов.</LI

          Занятия методических объединений учителей-предметников

  Организация проектной деятельности учащихся в системе «урок-факультатив».

  Управление исследовательской деятельностью учащихся на факультативных занятиях.

  Обучение учащихся на факультативных занятиях реше­нию задач повышенной сложности.

  Обучение учащихся на факультативных занятиях умениям решать олимпиадные задачи.

  Лабораторный эксперимент на факультативных занятиях как средство углубления теоретических знаний. Развития практических навыков учащихся.

  Подготовка учащихся на факультативных занятиях к централизованному тестированию.

  Методические формы и приемы работы по реализации принципа преемственности в обучении конкретному предмету.

  Организационно-методические особенности факультативных занятий по гуманитарным предметам.

  Особенности организации и проведения факультативных занятий в гимназиях и лицеях.

  Психологические основы преемственности в обучении конкретному предмету.

  Самоанализ факультативного занятия.
            Проблемы для работы творческих групп

  Пути стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся на базовом уровне обучения.

  Безотметочное обучение и оценочная деятельность учителя на факультативных занятиях.

  Пути и механизмы взаимодействия школы с родителями учащихся по вопросам факультативного обучения.

  Программно-методическое обеспечение факультативных занятий профориентационной направленности.

Категория: Учителям | Просмотров: 1544 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz