уроков
математики
Повышения
квалификации учителя математики во многом зависит от степени владения умениями
анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. В этой связи анализ
и самоанализ урока должны быть направлены на сопротивление выдвинутых образовательных,
воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа
заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся
на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной
же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы
учителя и учащихся.
Наиболее
распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и
аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов
урока; краткий — достижения основных целей и задач; комплексный — в единстве и
взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный —
отдельных элементов урока.
Каждый
из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический,
методический, организационный, воспитательный и т. д. Таким разнообразием подходов
обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые, как
выяснилось после проведенного их анализа и сопоставления, могут быть внесены
следующие основные
положения:
1.
Общеобразовательное учреждение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся
по списку, из них присутствовало на уроке.
2.
Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.
3.
Организационное начало урока:
— готовность учителя к уроку — наличие конспекта
и подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т. д.;
— подготовленность учащихся — дежурные, наличие
тетрадей, учебников, пособий и т. д.;
— подготовленность классного помещения —
чистота, классная доска, мел, освещение и т. д.
4.
Организационная структура урока:
—
мобилизующее начало урока;
— последовательность, взаимосвязь и соотношение
частей урока;
—
насыщенность урока и темп его проведения и т. д.
5.
Анализ содержания учебного материала урока:
— обоснование учителем избранной
последовательности реализации учебного материала на уроке;
— соответствие программе и уровню знаний
учащихся по предмету;
— соотношение практического и теоретического
материала;
— связь с жизнью и практикой и т. д.
6.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
— цель урока и соответствие плана и конспекта
урока поставленной цели;
— обоснование выбора методов обучения;
— пути реализации дидактических принципов в
обучении;
— индивидуализация и дифференциация в обучении;
— взаимосвязь образовательных, развивающих и
воспитательных аспектов урока.
7.
Деятельность учителя:
—
научность и доступность изложения новых знаний;
— использование учителем опыта лучших учителей и
рекомендаций методической науки;
— организация закрепления учебного материала;
— организация самостоятельной работы учащихся;
— проверка и оценка знаний и умений учащихся;
— вопросы учителя и требования к ответам
учащихся;
— отношение учителя к сознательному усвоению
учащимися учебного материала;
—
задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;
— пути достижения порядка и сознательной
дисциплины учащихся;
— эффективность использования наглядных пособий,
технических средств обучения;
— контакт учителя с классом, подключение
учащихся к организации урока и т. д.
8.
Деятельность учащихся:
—
подготовка рабочего места;
—
поведение учащихся на уроке — дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение
переключаться с одного вида работы на другой и т. д.;
—
интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;
—
состояние их устной и письменной речи;
—
знание учащимися теории, умение применять полученные знания;
—
отношение учащихся к учителю;
—
степень и характер участия учащихся в организации урока, в работе на уроке коллектива
в целом и отдельных учащихся и т. д.
9.
Выводы:
—
выполнение плана урока;
—
достижение целей урока;
—
особенно интересное и поучительное на уроке;
—
что произвело на уроке наибольшее впечатление;
—
какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же
тему;
—
оценка урока.
С
помощью приведенной общей схемы возможно проведение как анализа урока при взаимопосещениях, так и самоанализа. При их
осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных
положений общей схемы анализа урока. В этой связи приведем один из возможных ее
вариантов:
1.
Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке?
Какие из них были главные чему? Какова их взаимосвязь?
2.
Какова специфика урока? Каков его тип? Каково данного урока в теме, разделе,
курсе?
3.
Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?
4.
Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные
этапы урока?
5.
На каком материале или этапе урока делается главный акцент?
6.
Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?
7.
Как отбирались для урока средства обучения?
8.
Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был
реализован?
9.
Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся?
10.
За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока?
11.
Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?
12.
Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке
и проведении такого урока?
Разумеется,
этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов
конкретного урока. Тем не менее их постановка должна предостеречь от
поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа:
«Мне урок понравился», «Учащиеся и учитель работали активно», «Цель урока
достигнута» и т. д. основанный на
критическом
подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду
учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени
реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа —
способствовать совершенствованию методики конструирования уроков математики,
стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и
развития учащихся. Вот почему основаны положения рассмотренных схем анализа и
самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не
только после его проведения.
В
общем, взаимосвязь процессов конструирования и анализа уроков является тем связующим
звеном, наличие которого позволяет задействовать и механизмы систематического
выявления путей совершенствования методик разработки и проведения урока.
Кроме
того, исследование состояния умений учителей, необходимых для реализации
требований, заложенных в положениях, общих для различных схем анализа урока,
способствовало выявлению проблем, связанных с разработкой и проведением урока
математики и требующих своего первоочередного решения. Так, серьезные трудности
у учителей в практике обучения возникают уже при постановке целей урока
математики. Причины появления подобных ситуаций, как оказалось, часто стояли в
том, что соответствующие вопросы были крайне недостаточно разработанными в
методике преподавания математики. Решение же этих и других проблем, связанных с
организацией урока математики, подробно рассматривается в следующих главах.
Организация
повторения
Необходимость
систематического повторения изученного материала обусловлена как общими
задачами обучения, требующими прочного и сознательного его овладения, так и самой
структурой математических знаний, развивающихся на основе ранее изученных. Ведь
не зря же народная мудрость гласит, что повторение — мать учения. Мы
остановимся здесь лишь на вопросах отбора материала для повторения.
В
психолого-дидактической и методической литературе выделяют следующие виды повторения:
предваряющее, текущее, тематическое и итоговое.
Предваряющее
повторение в начале учебного года диктуются необходимостью восстановления
опорных знаний и умений, требуемых для дальнейшего изучения математики. Материал
для него отбирается в соответствии с требованиями к математической подготовке
учащихся. Так, к началу обучения в V классе учащиеся должны знать:
— наизусть таблицу сложения однозначных чисел и
соответствующие табличные случаи вычитания;
— таблицу умножения однозначных чисел и
соответствующие табличные случаи деления;
— названия и обозначения единиц важнейших
величин — длины (км, м, дм, см, мм), массы (кг, г), площади (м, дм, см),
скорости (км/ч, м/с), времени (ч, мин, с) и уметь:
— читать, записывать и сравнивать числа в
пределах миллиона:
— выполнять несложные устные вычисления;
— выполнять письменные вычисления (сложение и
вычитание чисел в пределах миллиона; умножение дву- и трехзначного числа на
однозначное, двузначное и трехзначное число; деление трех-, четырех-, пятизначного числа на однозначное и
двузначное число);
— называть компоненты арифметических действий и
читать простейшие числовые выражения (сумма, разность, произведение, частное);
— вычислять значения числового выражения (в том
числе выражения со скобками), содержащего три-четыре арифметических действия,
на основе знания правила порядка выполнения действий и их свойств;
—
решать простые текстовые арифметические задачи, раскрывающие смысл каждого действия и смысл отношений «меньше
на…», «больше на…», «меньше в..», «больше в…»,;
—
решать составные задачи и задачи, для решения которых необходимо использовать
знание зависимостей между важнейшими величинами (скоростью, временем и расстоянием
при равномерном прямолинейном движении; ценой, количеством и стоимостью товара;
площадью прямоугольника и длинами его смежных сторон и др.);
—
распознавать и изображать (на клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки) простейшие
геометрические фигуры (точку, отрезок, ломаную, окружность, круг, многоугольник);
—
измерять длину отрезка, длину ломаной;
—
строить отрезок данной длины;
—
вычислять периметр и площадь прямоугольника.
Своевременное
повторение опорных знаний и умений позволяет
учителю уже в начале учебного года выявить пробелы в подготовке учащихся
и целенаправленно работать над их устранением в ходе текущего повторения. В
него включаются также сведенья, связанные с вновь изученным материалом и
материалом, необходимым для приобретения новых знаний.
Тематическое повторение
применяется с целью углубления и систематизации материала каждой изучаемой
темы. На тематическое повторение выносятся вопросы исходя из их значительности
в структуре материала темы, определяемой программными требованиями.
В частности, при выборе вопросов для
повторения по теме «Сложение и вычитание дробей с различными знаменателями» в VI классе
можно руководствоваться следующим[153].
Основной целью изучения этой темы
является выработка прочных навыков преобразование дробей, сложения и вычитания
дробей. Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного
свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения
к новому знаменателю. При этом рекомендуется не опираться на понятия НОД и НОК.
Умения приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания
дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Что касается
сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в
последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о
принципиальной возможности выполнения таких действий. Итоговое повторение
проводится в конце учебного года. По целям и отбору материала оно сходно с
тематическим, однако уровень обобщения материала здесь значительно выше. В этом
можно убедиться, рассмотрев, к примеру, цели изучения геометрии в IX классе и
соответствующие требования к подготовке учащихся , с помощью которых
определяется содержание итогового повторения курса планиметрии.
Целью изучения курса планиметрии является
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, формирование
пространственных представлений, развитие логического мышления и подготовка
аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии.
В результате его изучения учащиеся должны
овладеть следующими умениями, представляющими обязательный минимум:
—
изображать геометрические фигуры, указанные в условиях теорем и задач, и выделять
известные фигуры на чертежах и моделях;
—
проводить доказательные рассуждения в ходе решениях типичных задач;
—
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), применяя изученные
свойства и формулы;
—
выполнять основные построения циркулем и линейкой, решать несложные комбинированные
задачи, сводящиеся к выполнению основных построений;
—
применять аппарат алгебры и тригонометрии в ходе решения геометрических задач;
—
использовать векторы и координаты для решения стандартных задач (вычисления
длин и углов, сложение векторов и умножение вектора на число).
При
итоговом повторении осуществляется не только о обобщение и систематизация, но и
углубление знаний по веду понятиям, идеям и методам на основе установления
логических связей между ними и областей применимости их в самой математике и на
практике.
Изложенное
приводит к выводу о том, что вопросам организации повторения учитель должен
уделять внимание не только при конструировании предстоящего урока. Они должны также
намечаться и соответствующим образом дополняться при годовом и тематическом
планировании.
|