В
ходе реализации идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные
структурные элементы современных уроков математики, оказалось целесообразным
выделить следующие девятнадцать их типов:
—
урок ознакомления с новым материалом;
—
урок закрепления изученного;
—
урок применения знаний и умений;
—
урок обобщения и систематизации знаний;
—
урок проверки и коррекции знаний и умений;
—
комбинированный урок;
—
урок-лекцию;
—
урок-семинар;
—
урок-зачет;
—
урок-практикум;
—
урок-экскурсию;
—
урок-дискуссию;
—
урок-консультацию;
—
интегрированный урок;
—
театрализованный урок;
—
урок-соревнование;
—
урок с дидактической игрой;
—
урок-деловую игру;
—
урок-ролевую игру.
Эти уроки назовем уроками базовой
системы. Следует отметить, что выделение данной системы уроков вовсе не связывается
с созданием еще одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения
проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они сводятся к поиску и
выявлению такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых не
только позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых в практике
обучения уроков, но и помогало бы в их творческой разработке. Именно в этом и
кроется основное назначение рассматриваемой базовой системы уроков. Специфика
же построения каждого из уроков этой системы при обучении математике состоит в
следующем.
1. Урок ознакомления с новым
материалом
Структура
урока ознакомления с новым материалом определяется его основной дидактической
целью: введением понятий, установлением свойств изучаемых объектов, построением
правил, алгоритмов и т. д. Его основные этапы:
— сообщение темы, цели, задач урока и мотивация
учебной деятельности;
— подготовка к изучению нового материала через повторение
и актуализацию опорных знаний;
— ознакомление с новым материалом;
— первичное осмысление и закрепление связей и
отношений в объектах изучения;
— постановка задания на дом;
— подведение итогов урока.
2. Урок закрепления изученного
Основная
дидактическая цель его — формирование определенных умений. Наиболее общая
структура урока закрепления изученного такова:
— проверка домашнего задания, уточнение
направлений актуализации изученного материала;
— сообщение темы, цели и задач урока, мотивация
учения;
— воспроизведение изученного и его применение в
стандартных условиях;
— перенос приобретенных знаний и их первичное
применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений;
— подведение итогов урока;
— постановка домашнего задания.
3. Урок применения знаний и умений
В
процессе применения знаний и умений различают следующие основные звенья: воспроизведение
и коррекцию необходимых знаний и умений; анализ заданий и способов их выполнения;
подготовку требуемого оборудования; самостоятельное выполнение заданий; рационализацию
способов выполнение заданий; внешний контроль и самоконтроль в процессе
выполнения заданий. Этим обусловлена возможная структура уроке применения
знаний и умений:
— проверка домашнего задания;
— мотивация учебной деятельности через осознание
учащимся практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы,
цели и задач урока;
— осмысление содержания и последовательности
применения практических действий при выполнении предстоящих заданий;
—самостоятельное выполнение учащимися заданий
под контролем учителя;
— обобщение и систематизация результатов
выполненных заданий;
— подведение итогов урока и постановка домашнего
задания.
4. Урок обобщения и систематизации
знаний
Без
уроков обобщения и систематизации знаний, называемых также уроками обобщающего
повторения, нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала.
На них выделяют наиболее общие и существенные понятия, законы и закономерности,
основные теории и ведущие идеи, устанавливают причинно-следственные и другие
связи и отношения между важнейшими явлениями, процессами, событиями, усваивают
широкие категории понятий и их систем и наиболее общие закономерности.
Процесс
обобщения и систематизации знаний предполагает такую последовательность
действий: от восприятия, осмысления и
обобщения отдельных фактов к формированию понятий, их категорий и систем, от
них к усвоению более сложной системы знаний — овладению основными теориями и ведущими
идеями изучаемого предмета. В связи с этим в уроке обобщения и систематизации
знаний выделяют следующие структурные элементы:
— постановку цели урока и мотивацию учебной
деятельности учащихся;
— воспроизведение и коррекцию опорных знаний;
— повторение и анализ основных фактов, событий,
явлений;
— обобщение и систематизацию понятий, усвоение
системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и выполнения
практических заданий;
— усвоение ведущих идей и основных теорий на
основе широкой систематизации знаний;
— подведение итогов урока.
5. Урок проверки и коррекции
знаний умений
Контроль
и коррекция знаний и умений осуществляются на каждом уроке. Но после изучения
одной или нескольких подтем учитель проводит специальные уроки контроля и
коррекции, чтобы выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений
и на его основе принять определенные решения по совершенствованию учебного
процесса.
Определяя структуру урока контроля и коррекции,
целесообразно исходить из принципа
постепенного нарастания уровня знаний и умений, т. е. от уровня осознания до репродуктивного
и продуктивного (конструктивного) уровней. При таком
подходе возможна следующая структура урока:
— ознакомление с целью и задачами урока,
инструктаж учащихся по организации работы на уроке;
— проверка знаний учащимися фактического
материала и их умений раскрывать элементарные внешние связи в предметах и
явлениях;
— проверка знаний учащимися основных понятий,
правил, законов и умений объяснить их сущность, аргументировать свои суждения и
приводить примеры;
— проверка умений учащихся самостоятельно применять
знания в стандартных условиях;
— проверка умений учащихся применять знания в
измененных, нестандартных условиях;
— подведение итогов (на данном и последующих
уроках).
6. Комбинированный урок
Комбинированный
урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей.
Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных
уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:
—
ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;
—
проверка домашнего задания;
—
проверка знаний и умений учащихся по пройденному материалу;
—
изложение нового материала;
—
первичное закрепление изученного;
—
подведение итогов урока и постановка домашнего задания.
Наряду
с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды комбинированных
уроков. Например, комбинированный урок, целью которого является проверка ранее
изученного и ознакомление с новым материалом, может
иметь такую структуру:
—
проверка выполнения домашнего задания;
—
проверка ранее усвоенных знаний;
—
сообщение темы, цели и задач урока;
—
изложение нового материала;
—
восприятие и осознание учащимися нового материала;
—
осмысление, обобщение и систематизация знаний;
—
постановка домашнего задания.
Структура
комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так
называемых модульных уроков. Они характеризуются постановкой и
достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок представлял
собой в определенном смысле вполне завершенную и целостную конструкцию. Это
выражается в том, что структура модульного урока, как правило, включает:
— мотивационную беседу (то, что именуется порой
организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой
интегрирующей цели урока;
— входной контроль (проверка домашнего задания и
повторение изученного ранее);
— работу с новым материалом;
— закрепление изученного;
— завершающий контроль (проверка усвоенного на
уроке);
— рефлексию.
Последнее связано с самооценками и суждениями
учащихся о работе класса, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое
сложилось у каждого ученика мнение об уроке и что им:
хотелось бы пожелать, в том числе и предложения по разработке последующих уроков.
7. Урок-лекция
Как
правило, это уроки, на которых излагается значительная часть теоретического материала
изучаемой темы.
В
зависимости от дидактических задач и логики учебного материала распространены
вводные, установочные, текущие и обзорные лекции. По характеру изложения и
деятельности учащимися лекция может быть
информационной, объяснительной, беседой и т. д.
Лекционная
форма проведения уроков целесообразна при:
— изучении нового материала,
мало связанного с ранее изученным;
— рассмотрении сложного для
самостоятельного изучения материала;
— подаче информации крупными
блоками, в плане реализации теории укрупнения дидактических единиц в обучении;
— выполнении определенного
вида заданий по одной или нескольким темам, разделам и т. д.;
— применении изученного
материала при решении практических задач.
Структура лекции определяется
выбором темы и цели урока. Другими словами, лекция строится на сочетании этапов
урока: организации; постановки цели и актуализации знаний; сообщении знаний
учителем и усвоении их учащимися; определении домашнего задания. Приведем возможный
вариант структуры урока-лекции:
— создание проблемной ситуации при
постановке темы, цели и задач лекции;
—
разрешение при реализации намеченного плана лекции;
— выделение опорных знаний и умений и их
оформление с помощью памятки «Как конспектировать лекцию»;
—
воспроизведение учащимися опорных знаний и умений по образцам, конспектам,
блок-конспектам, опорным конспектам и т. д.;
—
применение полученных знаний;
—
обобщение и систематизация изученного;
—
формирование домашнего задания постановкой вопросов для самопроверки, сообщение
списка рекомендуемой литературы и перечня заданий из учебника.
8. Урок-семинар
Семинары характеризуются
прежде всего двумя взаимосвязанными признаками: самостоятельным изучением
учащимися программного материала и обсуждением на уроке результатов их
познавательной деятельности. На них ребята учатся выступать с самостоятельными
сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения. Семинары способствуют развитию
познавательных и исследовательских умений учащихся, повышению
культуры общения.
Различают
уроки-семинары по учебным задачам, источникам получения знаний, формам их проведения
и т. д. В практике обучения получили распространение семинары-развернутые
беседы, семинары-доклады, рефераты, творческие письменные работы,
комментированное чтение, семинар-решение задач, семинар-диспут,
семинар-конференция и т. д.
Перечислим
основные случаи, когда предпочтительнее организовывать уроки в форме семинаров:
—
при изучении нового материала, если он доступен для самостоятельной проработки
учащимися;
—
после проведения вводных, установочных и текущих лекций;
—
при обобщении и систематизации знаний и умений учащихся по изучаемой теме;
— при проведении уроков,
посвященных различным методам решения задач, выполнения упражнений, и т. д.
Семинар
проводится со всем составом учащихся. Учитель заблаговременно определяет тему,
цель и задачи семинара, планирует его проведение, формулирует основные и дополнительные
вопросы по теме, распределяет задания между учащимися с учетом их индивидуальных
возможностей, подбирает литературу, проводит групповые и индивидуальные консультации,
проверяет конспекты. Получив задание, учащиеся с помощью памяток «Как конспектировать
источники», «Как готовиться к выступлению», «Как готовиться к семинару»,
«Памятки докладчика» оформляют результаты самостоятельной работы в виде плана
или тезисов выступлений, конспектов основных источников, докладов и рефератов.
Семинарское
занятие начинается вступительным словом учителя, в котором он напоминает задачу
семинара, порядок его проведения, рекомендует, на что необходимо обратить
особое внимание, что следует записать в
рабочую тетрадь, дает другие советы. Далее
обсуждаются вопросы семинара в форме дискуссии, развернутой беседы, сообщений,
комментированного чтения первоисточников, докладов, рефератов и т. д. Затем
учитель дополняет сообщения учеников, отвечает на их вопросы и дает оценку их
выступлениям. Подводя итоги, отмечает положительное, анализирует содержание,
форму выступлений учащихся, указывает на недостатки и пути их преодоления.
Проведение
семинаров может быть составной частью лекционно-семинарской системы обучения,
расширяющей область их применения. Это подтверждается, например, возможностью
её применения в такой разновидности совместной учебной деятельности учителя и
учащихся, как «погружение».
|