Дидактические основы
конструирования урока математики
Формы организации обучения в
различных типах учебных заведений представляют собой внешнее выражение взаимодействия
учителя и учащихся, регулируемое соответствующими правилами и законами. Среди
конкретных форм организации
обучения чаще всего выделяют урок, практикумы, семинарские и факультативные занятия,
дополнительные занятия и консультации, предметные кружки, конференции, учебные
экскурсии, домашнюю работу учащихся. Основной организационной формой массового обучения
математике в современной школе остается урок, имеющий немало известных педагогических
достоинств. Применение же иных форм обучения обусловлено созданием неодинаковых,
специфичных условий для обучения, воспитания и развития учащихся. Целесообразность
применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием
и методами учебной работы.
Сущность
современного урока математики
и основные
требования к нему, типологии уроков
Каждая из форм обучения
входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в
себе определенную дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны,
специфические особенности и области наилучшего применения. Вместе с тем структурные
элементы различных форм организации обучения все чаще используются учите-
лями при конструировании уроков математики, что получило отражение в их
названиях: урок-семинар, урок-конференция и т. д. Подобное воздействие на урок
оказывают и разрабатываемые ныне педагогами своеобразные формы организации занятий
— студии; мастерские; разновозрастные классы, в которых реализуются различные
методики коллективного способа обучения, и т. д. Потому современный урок
рассматривается не как статичная, но как «вариативная» форма организации
занятий .Более того, как установлено в ходе проведенных нами исследований, урок
и поныне является постоянно развивающейся коллективно-индивидуальной организационной
формой обучения. Главное же направление этого развития видится в стремлении
добиться того, чтобы урок стал результатом творчества учителя и учащихся.
Между
тем нередко в педагогической литературе, определяя понятие «урок», как обычно,
сводят его к целостному, логически завершенному, ограниченному определенными рамками
времени отрезку образовательного процесса, в котором учебная работа проводится
с постоянным составом учащихся примерно одинакового возраста и уровня
подготовки. Ему присуща следующая совокупность признаков: наличие определенных
образовательных, воспитательных и развивающих целей; отбор в соответствии с
поставленными целями конкретного учебного материала и уровней его усвоения;
достижение поставленных целей путем подбора подходящих средств и методов
обучения; организация соответствующей учебной деятельности учащихся.
Потому
в целом можно констатировать, что урок, сохранив
присущие ему признаки, в то же время является ныне не только вариативной, но и
постоянно развивающейся формой ор-
ганизации коллективно-индивидуального
обучения математике. В свою очередь, урок математики обладает целым рядом специфичных
особенностей. Для него характерны и являются наиболее существенными следующие
признаки: 1) содержание урока математики, как правило, не является автономным,
оно разворачивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для
освоения новых знаний, что связано со строгой логикой
построения курса математики; 2) в процессе овладения системой математических
знаний, в большей степени по сравнению с другими учебными предметами, уделяется
внимание развитию у учащихся логического мышления, умений рассуждать и доказывать;
3) при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый
ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без
базовой математической подготовки невозможна постановка образования
современного человека; 4) стремление к эффективному обучению учащихся на уроках
математики обусловлено и тем, что в школе
математика
служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин; 5) в процессе обучения
математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в
процессе решения задач, потому на уроках математики чаще всего теория не
изучается в отрыве от практики.
Всякий
урок имеет свой состав и свое строение-структуру.
В состав урока входят его структурные элементы (компоненты, этапы урока). Под
структурой же урока понимается совокупность различных вариантов взаимодействий
между элементами
урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность. Отметим при этом, что с этапами урока связано и понятие его
дидактических задач, определяемых как ожидаемый результат каждого этапа,
ориентированного на зону ближайшего развития учащихся.
Существуют
различные подходы к выбору основных структурных элементов урока . В зависимости
от их состава структура урока имеет различную степень общности.
Так,
общая дидактическая структура урока характеризуется следующими компонентами:
—
актуализацией прежних знаний и способов действий;
—
формированием новых знаний и способов действий;
— их применением, т. е. формированием умений.
Актуализация наряду с воспроизведением
ранее изученного предполагает установление преемственных связей прежних и новых
знаний, применение прежних знаний в новых ситуациях, их углубление и т. д. Второй
компонент общей дидактической структуры урока связан с раскрытием сущности
новых понятий, усвоением новых знаний и способов учебной и умственной
деятельности учащихся, формированием их убеждений. Формирование умений достигается
применением новых знаний и способов действий, их обобщением и систематизацией, использованием на практике
и т. д.
Более
конкретные этапы урока можно рассматривать как результат разукрупнения компонентов
его общей дидактической структуры. В практике обучения чаще всего выделяют следующие
основные этапы урока:
—
постановку цели урока;
— проверку домашнего задания;
— повторение пройденного;
— объяснение нового
материала;
— закрепление изученного;
— обобщение и систематизацию
новых знаний;
— контроль знаний и умений
учащихся;
— постановку домашнего
задания.
Знание
особенностей каждого из этапов, владение методиками их организации позволяют
учителю целенаправленно конструировать различные по своей структуре и
назначению уроки, отличающиеся сочетанием их компонентов, значимостью
каждого из них, продолжительностью и взаимодействием.
Конструирование
урока должно осуществляться с соблюдением условий и правил его организации, а
также требований к нему.
Под
условиями понимается наличие
факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного
процесса позволяет выделить, как известно, две группы
условий: социально-педагогические и
психолого-дидактические.
В группе социально-педагогических
можно отметить наличие четырех наиболее важных условий:
— квалифицированного, творчески работающего
учителя;
— коллектива учащихся с правильно сформированной
ценностной ориентацией;
— необходимых средств обучения;
— доверительных отношений между учащимися и
учителем, основанных на взаимном уважении.
В группе психолого-дидактических
можно указать следующие условия:
— уровень обученности учащихся, соответствующий
программным требованиям;
— наличие обязательного уровня сформированности
мотивов учения и труда;
— соблюдение дидактических принципов и правил
организации учебного процесса;
— применение активных форм и методов обучения.
Однако в условиях демократизации и гуманизации образования, развития новых экономических механизмов вся
совокупность требований к учебному процессу
сводится прежде всего к соблюдению дидактических принципов обучения:
— воспитывающего и развивающего обучения;
— научности;
— связи теории с практикой, обучения с жизнью;
— наглядности;
— доступности;
— систематичности и последовательности;
— самостоятельности
и активности учащихся в процессе обучения;
--- сознательности и прочности усвоения знаний и
умений;
--- целенаправленности и мотивации
обучения;
--- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.
Кроме основных правил, вытекающих из
дидактических принципов, учитель при подготовке урока руководствуется и
специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения,
принципах обучения и закономерностях преподавания. При этом следует:
·
определить
общую дидактическую цель урока, включающую образовательную,
воспитательную и развивающую составляющие;
·
уточнить
тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и
сложность в соответствии с поcтавленной
целью и возможностями учащихся;
·
определить
и детализировать дидактические задачи урока,
последовательное решение которых приведет к достижению всех целей;
·
выбрать
наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения в соответствии с
поставленными целям, содержанием учебного
материала, уровнем обученности учащихся и
дидактическими задачами;
·
определить
структуру урока, соответствующую целям задачам, содержанию и методам обучения;
·
стремиться
решать поставленные дидактические задачи на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.
Говоря
о требованиях к уроку, как обычно, сводят их к обязанности соблюдения всей
совокупности отмеченных выше правил. Тем не
менее отметим, что с учетом социального заказа современной школе, раскрываемого
в ключевых направлениях Федеральной программы развития образования, наиболее
значимыми требованиями к уроку математики являются:
—
его целенаправленность;
—
рациональное построение и дифференциация содержания урока;
—более
полное использование гуманитарного потенциала математического образования;
—
обоснованный выбор средств, методов и приемов, ориентированных и на обучение, развивающее
личность;
—
организация продуктивной учебной деятельности учащихся на уроке с учетом их интересов,
наклонностей, потребностей;
—
мотивация учения и формирование у учащихся умения учиться
математике;
—
сотрудничество учителя и учащихся не только при проведении, но и при разработке
урока.
Изучение
сущности и структуры урока приводит к выводу о том, что урок является сложным
педагогическим объектом. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам.
Этим
объясняется существование многочисленных типологий уроков. В теории и практике
обучения наиболее распространены следующие типологии уроков:
—
по
основной дидактической цели;
—
по основному способу их проведения;
—
по основным этапам учебного процесса.
При типологии по основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:
—
урок ознакомления с новым материалом;
—
урок закрепления изученного;
—
урок применения знаний и умений;
—
урок обобщения и систематизации знаний;
—
урок проверки и коррекции знаний и умений;
—
комбинированный урок.
Типология
по основному способу проведения подразделяемых на уроки в форме:
—
беседы;
—
лекции;
—
экскурсии;
—
киноурока;
—
самостоятельной работы учащихся;
—
лабораторных и практических работ;
—
сочетания различных видов занятий.
Если же
за исходные положения типологии берутся основные этапы учебного процесса, то
выделяют следующие уроки:
—
вводные;
—
первичного ознакомления с материалом;
—
образования понятий, установления законов и правил;
—
применения полученных правил на практике;
—
повторения и обобщения;
—
контрольные;
—
смешанные или комбинированные.
Для
более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются
в практике обучения, реализуются типологии уроков не только по типам, но и по
видам.
Деление
уроков на виды чаще всего осуществляют по характеру деятельности учителя и
учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в
рамках
используемой классификации. Так, например, контрольные уроки, являющиеся одним
из типов в типологии по основным этапам учебного процесса, в свою очередь,
подразделяются на следующие виды:
—
уроки устного опроса;
—
уроки письменного опроса;
—
зачеты;
—
лабораторные и практические работы;
—
самостоятельные и контрольные работы;
—
сочетание разных видов.
Подразделение
уроков на типы и виды тем не менее не делает полными имеющиеся типологии.
Подтверждением тому служит прослеживаемая
направленность на детализацию в типологиях уроков, разработанных в последнее
время. Рассмотрим примеры подобных типологий, классифицирующих уроки по форме
их проведения. В одном случае выделяются следующие типы
уроков:
- Уроки в форме
соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра,
ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
- Уроки, основанные на
формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование,
изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака,
интервью, репортаж, рецензия и т. д.
- Уроки, основанные на нетрадиционной
организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т. д.
- Уроки, напоминающие
публичные формы общения:
пресс-конференция,
брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост,
репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
- Уроки, основанные на
имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро,
ученый совет и т. д.
- Уроки, основанные на
имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий:
заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т. д.
- Уроки, опирающиеся на
фантазию: урок-сказка, урок- сюрприз и т. д.
- Уроки с использованием
традиционных форм внеклассной работы: «Следствие ведут знатоки», спектакль,
«Брейн-ринг», диспут и т. д.
- Интегрированные уроки.
- Трансформация традиционных
способов организацииурока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита
оценки, урок-консультация, урок-практикум,
урок-семинар и т. д.
Другой
подход к типологии уроков по форме их проведения позволяет выделить такие блоки
однотипных уроков:
1.
Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение,
урок-творческий отчет и т. д.
2.
Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок-общественный смотр знаний,
урок-диспут, урок-диалог и т. д.
3.
Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно
для учащихся разных возрастов и т. д.
|