32. ИНТЕГРАТИВНО-ПОНЯТИЙНЫЙ
УРОК
В ходе урока учащиеся делятся на малые группы и
выполняют ряд упражнений, за каждое из которых группа в целом получает
наградные баллы от учителя или специального жюри, составленного из учащихся.
Урок проводят все учителя, предметы которых включены в тему урока.
Упражнение 1
Проводится викторина, задания которой составлены
из понятий, названий процессов, предметов, явлений, дат, имен, принципов,
изучаемых по разным предметам. Отвечают в письменном виде на скорость и
качество ответов все команды, ответы зачитываются, оглашается их оценка в
баллах.
Упражнение 2
Каждой группе выдаются прямые и перевернутые
кроссворды, включающие в себя необходимые понятия.
Прямые кроссворды — клеточки пустые, и их надо
заполнить, решив кроссворд, перевернутые кроссворды — кроссворд уже решен, все
клеточки заполнены, нужно ко всем словам из клеточек дать определения.
Еще вариант. Ученики получают задание составить
кроссворд с помощью учебников по разным предметам.
Упражнение З
Объяснение смысла слов, взятых наугад из словарей
иностранных слов и словаря русского языка. Следует отметить, что эта работа
позволяет оценить общеязыковое развитие учащихся.
Упражнение 4
Каждой группе дается задание из пяти понятий, и
группа должна, используя эти слова, определив для себя жанр, написать
сочинение, трактат, стихотворение, отчет, приказ, докладную или аналитическую
записку, проект закона и т.д. Выполненная работа передается в следующую группу
по часовой стрелке для анализа и оценки.
33. УРОК-ТЕСТИРОВАНИЕ
Проводится с помощью компьютера или обычным
способом. Каждый ученик получает задачи или иные задания с вариантами решений
или ответов, необходимо выбрать правильные ответы и обосновать свой выбор.
34.
УРОК-ОТЧЕТ (письменный или устный)
Письменный ответ состоит из двух разделов.
В первом разделе ученик объясняет и описывает, как он выполнял
задание, с какими трудностями встретился, что помогало в работе, какие эмоции
при этом испытывал, что мешало, насколько интересна была поставленная перед ним
задача.
Во втором разделе необходимо в свободной форме описать характер
процессов и результаты выполненных исследований.
Задания для отчета:
¡ опишите звуки города;
¡ исследуйте, какие полезные травы, виды деревьев,
насекомые встречаются в вашей полосе и какую пользу или вред они приносят;
¡ изучите биографии некоторых государственных
деятелей, ученых, представителей шоу-бизнеса и определите, что их роднит, что
отталкивает, какие характерные черты свойственны каждой группе.
35. УРОК
БЕЗ ПРАВИЛ КАК ФОРМА
Учитель предлагает детям начать урок таким
образом: пусть каждый делает, что хочет. Темы нет, целей нет, задач нет, форм
нет, запрещено только орать, бить, ломать. В конце урока, или на другой день,
или на классном часу учитель предлагает подвести итог урока по схеме:
¡ какая польза была от урока;
¡ чему научились;
¡ что возьмете с собой на другие уроки, от чего
откажетесь.
36. УРОК-БИОГРАФИЯ,
КАК ФОРМА
Ученик рассказывает чью-либо биографию (своих
близких), акцентируя внимание на интересных поступках, событиях, высказываниях,
отношениях, далее на классные часы приглашаются на пресс-конференцию те люди,
чьи биографии были признаны детьми наиболее привлекательными. Затем ученики
пишут сочинение на тему «Современники».
37.
УРОК-РАССКАЗ
Каждая малая группа учеников ищет в классической
или современной литературе короткий рассказ, очерк, репортаж и предлагает свою
форму предъявления литературного произведения в любой художественной форме: под музыку, инсценировка,
чтение в лицах и т.д. После показа все ученики принимают участие в обсуждении
того, как происходила подготовка, что было нового, важного, интересного.
38.
УРОК-СЕМИНАР
Ученики ищут после изучения темы доказательства и
опровержения по предложенным педагогом проблемам и выписывают необходимые или
интересные цитаты. Класс делится на две группы, отстаивающие две (или более)
противоположные позиции. Задача заключается в том, чтобы или победить, или
прийти к консенсусу в ходе спора.
Обычно школьный семинар предполагает переписывание
откуда-нибудь, чего-нибудь и зачитывание или сонный рассказ этого чего-нибудь
перед классом, затем начинается игра в заинтересованное обсуждение, либо по
заранее написанным текстам, либо демонстрация эмоций на фоне отсутствия мыслей.
С точки зрения формы, для накопляемости оценок, в присутствии комиссий все
вроде бы нормально, но с точки зрения педагогики подобные семинары приносят
вполне ощутимый вред, поскольку приучают к демагогии, безразличию, учебе ради
оценок.
Поэтому при конструировании семинара важно
определить его проблемно-поисковый характер, создать научную ученическую
группу, продумать проблемно-вопросную базу.
39. УРОК
В «АКВАРИУМЕ»
Ученики рассаживаются вокруг учащихся, находящихся
в центре помещения и ведущих научный (предметный) спор. Во время дискуссии
<окружение» записывает все интересное, не имеет права говорить что-либо
вслух, зато можно невербальным способом реагировать на происходящее. По окончании
спора весь класс принимает участие в обсуждении поведения участников,
содержания спора, приемов доказательств.
|