Викторина составляется так, чтобы ученики
показали знание и понимание терминов, событий, процессов, способов решения
задач, законов, норм, правил, дат, фамилий, географических сведений. Вопросы
могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне.
Варианты проведения
-
Учащиеся не должны отвечать на
вопросы викторины, им необходимо лишь проставить на листочках номер вопроса и
оценку. Если учащийся знает ответ на «отлично», ставит — 5, если знает хуже —
4, ниже этой оценки ученик просто ставит прочерк. В конце урока, ответив на все
40 вопросов, ученик складывает количество отличных оценок, и если их
оказывается не менее 90%, то учитель без проверки ставит в журнал оценку — 5.
Если количество пятерок составляет 50%, а остальные четверки, то учитель ставит
в журнал оценку 4.
- Учащиеся отвечают на вопросы викторины, затем учитель собирает ответы и
отдает их тем из учеников, кто хотел бы дома проверить правильность ответов,
выставить оценки и сообщить учителю. (Кстати, оба варианта предполагают высокую
степень доверия учителя своим ученикам, и не менее высокую степень
познавательной активности учащихся, их интереса к предмету и учителю).
-
Проводится как один из этапов
урока-викторины. Учащиеся задают вопросы по возможной тематике викторины
учителю, и он должен коротко и точно дать ответ, а они выставляют ему оценку.
2. КОМБИНИРОВАННЫЙ УРОК
Обычный урок, он же комбинированный — гордость и
высочайшее достижение знаниевой парадигмы, один из столпов
административно-командной конфронтационной педагогики. Именно он в своем
наихудшем исполнении оттолкнул от знаний в разные эпохи миллионы детей, именно
он способствует ухудшению здоровья учеников, именно он позволяет пополнять в
значительной степени число «новых русских» и юных уголовников, именно он мало
чему учит и много чего разрушает. Его главные показатели: авторитарный способ
передачи знаний (я его заставлю знать мой предмет), фронтальные, как правило не
монологические, формы работы, работа учителя по раз и навсегда накатанному
материалу, превалирование опроса (читай - контроля) над сотрудничеством,
развитием, активным включением учеников в индивидуальном и микрогрупповом
режиме в творческую, поисковую, созидательную деятельность.
Понятно, что уроки в демократической школе, в
рамках педагогики сотрудничества требуют гигантской подготовительной работы,
больших знаний, если хотите, готовности души, и по мере выхода из системного
нравственного, экономического, политического, культурного, социального кризиса
будет расти и число новых, интересных, современных уроков. А сейчас тем не
менее большинство уроков в нашей стране носит комбинированный, архаический
характер, но следует оговориться, что форма урока по-настоящему хорошего,
душевного, любящего свое дело учителя может не мешать, а помогать ему в его
устремлениях, работе, повышении качества обучения.
Рассмотрим фазы комбинированного урока в двух вариантах:
1-я
фаза. Оргмомент. Это обязательное
условие барачно-лагерной, авторитарной педагогики. Требования, жесткое
включение в деятельность, главное — форма и дисциплина.
1-я фаза
(вариант).
Организационно-психологический момент — ведущий элемент гуманистической педагогики.
Улыбка, шутка, доброта, положительный психологический настрой на урок,
одобрительно-душевное отношение к детям, смена приемов, остроумие, бодрость,
игровое начало.
2-я
фаза. Опрос. Страх, избиение
словом и оценкой, нудное и требовательное выискивание недостатков, ошибок.
2-я фаза
(вариант). Диагностика успешности,
разнообразие форм и приемов, дифференцированный подход, использование
микрогрупповых форм работы, исключение из этой фазы урока запугивающего,
инквизиторского начала.
3-я
фаза. Изложение нового материала.
Учитель, под запись или без требует, чтобы дети, внимательно слушая, запомнили
и поняли смысл излагаемых фактов, событий, принципов, подходов — работает
только память и пассивно используемый визуально-звуковой ряд.
З-я фаза
(вариант). Учитель организует
познавательную деятельность и активность учащихся в связи с изучением нового
материала, использует закрепляющие микрозадания, метод плацебо (в ходе
объяснения учитель обещает допустить ряд ошибок, а дети должны их найти),
выдачу тезисов до урока, метод графической записи, звуковой, моторный,
визуальный, осязательный ряд, дискуссию, стимулирование поиска учащимися
опережающих идей и решений и т.д.
4-я
фаза. Закрепление изученного
материала. Подтверждает провал предыдущих фаз, демонстрирует отсутствие
активности, опирается на свойства кратковременной памяти и на записи.
4-я фаза
(вариант). Позволяет обсудить
главные, основные, наиболее интересные линии и направления изученного —
опирается не на аппарат памяти, а предполагает возможность для каждого
учащегося выступить со своим мнением, пониманием и подходом.
5-я
фаза. Выдача домашнего задания.
На доске мелом написать номер параграфа, выкрикнуть запугивающий лозунг: «Буду
спрашивать на следующем уроке всех и наставлю половине класса двоек!»
5-я фаза
(вариант). Учитель подбирается к
домашнему заданию в течение всего урока, увлекает, заинтересовывает учащихся,
авансом стимулирует их будущую деятельность, ищет вариативные обычные,
поисковые и творческие задания, которые должны быть для учащихся интересны,
значительны, разнообразны, соответствовать уровню притязаний, знаний, интересов
и развития каждого.
Второй вариант возможен только у творческого
учителя, которого, по меньшей мере, обожают дети!
|