Неотъемлемой частью сложного процесса
учебно-воспитательной работы является контроль.
В широком смысле контроль связан с ориентировочной деятельностью человека, а
без нее учебная работа ученика и работа учителя невозможны.
Контроль — наиболее широкое по объему понятие. Он
охватывает и включает в себя все другие понятия как составные структурные компоненты.
Начальным моментом контроля являются наблюдение
и проверка. В процессе наблюдения и проверки выявляется (выявление) и
измеряется (измерение) тот материал, который предстоит проконтролировать. В
результате наблюдения и проверки накапливается первичная информация, она
учитывается (учет). В последующем эта информация подвергается анализу-синтезу,
сравнению. При этом выявляется ее смысл и значение, проводится оценивание
(процесс оценки) этой информации с точки зрения задач контроля. Результаты оценки
получают внешнее или внутреннее выражение, словесный комментарий. В дальнейшем,
исходя из смысла, значения и значимости, эта информация становится своеобразным
сигналом для продолжения педагогического процесса в том же направлении или для
внесения в него коррекций. Все зависит от того, соответствуют ли результаты
оценки ранее намеченным учебно-воспитательным задачам или отличаются от них.
Результаты оценивания могут быть выражены в баллах -
отметках.
Наглядно структурные компоненты контроля можно представить
схематически
Объектом (или содержанием) контроля может стать все, что относится к учебно-воспитательному
процессу. Конкретное же его содержание будет зависеть от целевой установки и
задач контроля. В частности, контролируется деятельность учителя и ученика в
процессе обучения. Учитель, проверяя ученика, выясняет особенности понимания и
осмысления учеником изучаемого материала, точность, глубину и прочность его
знаний, широту кругозора, развитие познавательных процессов (памяти,
логического мышления, воображения). В процессе обучения у учащихся формируются
общеучебные, специальные и другие практические умения и навыки. Учитель также
контролирует степень их точности и устойчивости, способности ученика применять
знания на практике, творческий подход к выполнению учебного дела, владение
рациональными приемами работы, умение "совмещать",
"сливать" одни навыки с другими.
Таким образом,
контроль в учебно-воспитательном процессе позволяет установить качество
теоретических знаний и практических умений и навыков учащихся, способы их
учебной деятельности, степень умственного развития, а также уровень
педагогического мастерства учителя.
Как элемент ориентировочной деятельности контроль
имеет разные функции, из которых
главная – 1 - функция обратной связи.
Только лишь постоянно имея информацию о том, как "ведет" себя, как
реагирует "обучающаяся система" (класс, группа, ученик) на
воздействие "обучающей" (учитель, ученик-консультант, технические и
электронные средства информации), можно надежно идти вперед по пути овладения
знаниями, умениями и навыками. Только тогда учитель может быть уверенным в том,
что он учит так, как задумано и как надо. Если результат обучения слабый, то
информацию он воспримет как сигнал к перестройке своей методики.
Все остальные функции контроля по их задачам можно
свести к двум группам: 2 - педагогической
и 3 - проверочно-оценочной.
Педагогическая
функция в учебном процессе распадается на ряд подфункций: обучающая, развивающая, воспитывающая,
диагностическая, профилактическая, ориентирующая.
1. Обучающая подфункция связана с тем, что, выявляя в процессе проверки
уровень знаний, умений и навыков учащихся, учитель побуждает ученика к
систематическим занятиям, исправляет ошибки и неточности в его знаниях, дает
рекомендации о том, как лучше овладеть материалом конкретной темы, побуждает
пользоваться дополнительной литературой, приучает обращаться к справочникам и
энциклопедиям.
2. Развивающая подфункция контроля в учебном процессе заключается в том, что
учитель через него имеет возможность постоянно знать уровень умственного
развития ученика, успехи или отставание в этом развитии: особенности
восприятия, типов и процессов памяти, развития мыслительной деятельности, речи,
воображения. Это необходимо ему знать для того, чтобы, во-первых, осознанно и
грамотно проводить работу по совершенствованию умственного развития и,
во-вторых, через это знание лучше учитывать индивидуальные особенности-развития
познавательной деятельности и добиваться хорошей успеваемости каждого.
3. Воспитывающая подфункция контроля вытекает из того, что ученик, зная о
проверке (на уроке могут спросить, а не знать — стыдно; ожидается контрольная
работа и т.п.), начинает терпеливо овладевать знаниями; когда трудно —
напрягает силу воли, упорно добиваясь хороших знаний. Эта подфункция выражается
также и в том, что контроль способствует формированию у ребят мотивов учения, в
том числе таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность,
совесть, честь. Школьники избавляются от таких ложных мотивов, как отметка "любой
ценой", в классе формируется негативное отношение к нечестным приемам
получения высокой отметки – к списыванию, "шпаргалкам", подсказкам,
групповому саботажу, третированию отличников. В процессе контроля складываются
межличностные отношения учащихся, формируется сотрудничество между учениками и
учителем.
4. Сущность диагностической подфункции контроля
– в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях
учащихся и порождающих их причинах затруднений учащихся в овладении учебным материалом,
о числе, характере ошибок. Результаты диагностических проверок помогают выбрать
наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление
дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
5. Ориентирующая подфункция вытекает из диагностической подфункции. Выяснив
сильные и слабые стороны знаний учащихся в процессе диагностики, преподаватель
ориентируется в методике собственной работы, в индивидуальных особенностях
каждого учащегося. Эта информация служит для него ориентиром для
совершенствования учебного процесса.
6. Профилактическая подфункция. Известно, что выученный и даже хорошо усвоенный
материал со временем забывается. Это особенно заметно, если знания ученика не
были востребованными. Более интенсивно идет процесс забывания в первое время
после усвоения новой информации. Предупредить забывание можно путем
эпизодического повторения. А повторение как мера профилактическая,
предупреждающая забывание, неизбежно связано с контролем знаний. В этом
заключается смысл его профилактической функции.
Проверочно-оценочная
функция контроля также включает ряд
подфункций. Они, скорее всего, относятся к проверке работы учителя, к
организации методической работы в школе.
Контроль в подфункции государственной аттестации
результатов учебно-воспитательной работы. Прежде всего, отметим, что
внутришкольный контроль учебно-воспитательной работы есть в то же время
средство аттестации. Администрация школы, а также органы образования разных
уровней всегда интересуются состоянием успеваемости учащихся своей школы, школ
района и т.д. Кроме того, их интересует, в какой мере удачен учебный план школ
различных типов, доступны ли учебные программы и учебники по разным предметам и
для всех классов и т.д. Контроль как средство государственной аттестации
выступает в процессе итогового и заключительного учета. Так, на основании
контроля знаний, умений и навыков учащиеся переводятся из младших классов в
старшие; по результатам экзаменов они выпускаются из школы и получают
соответствующий документ об образовании;
Оценка
Социальная
функция проявляется в
требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки ребенка младшего
школьного возраста. Образованность в данном случае используется как широкое
понятие, включающее в себя возрастной уровень развития, воспитания и
осведомленности школьника, сформированное его познавательной, эмоциональной и
волевой сфер личности. В ходе контроля проверяется соответствие достигнутых
учащимися знаний-умений-навыков установленным государством эталоном
(стандартам), а оценка выражает реакцию на степень и качество этого
соответствия (отлично, хорошо, удовлетворительно, плохо). Таким образом, в
конечном счете система контроля и оценки для учителя становится инструментом
оповещения общественности (учеников класса, учителей, родителей и др.) и
государства о состоянии и проблемах образования в данном обществе и на данном
этапе его развития. Это дает основания для прогнозирования направлений развития
образования в ближайшей и отдаленной перспективах, внесения необходимых корректировок
в систему образования подрастающего поколения, оказания необходимой помощи как
ученику, так и учителю.
Образовательная
функция определяет результат
сравнения ожидаемого эффекта обучения с действительным. Со стороны учителя
осуществляется констатация качества усвоения учащимися учебного материала:
полнота и осознанность знаний, умение применять полученные знания в
нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для
выполнения учебной задачи; устанавливается динамика успеваемости,
сформированность (несформированность) качеств личности, необходимых как для
школьной жизни, так и вне ее, степень развития основных мыслительных операций
(анализ, синтез, сравнение, обобщение); появляется возможность выявить
проблемные области в работе, зафиксировать удачные методы и приемы,
про-анализировать, какое содержание обучения целесообразно расширить, а какое
исключить из учебной программы.
Со стороны ученика устанавливается, каковы конкретные
результаты его учебной деятельности; что усвоено прочно, осознанно, а что
нуждается в повторении, углублении; какие стороны учебной деятельности
сформированы, а какие необходимо сформировать.
Воспитательная
функция выражается в рассмотрении
формирования положительных мотивов учения и готовности к самоконтролю как
фактору преодоления заниженной самооценки учащихся и тревожности. Правильно
организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными
работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки,
ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль.
Эмоциональная
функция проявляется в том, что
любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональный фон и
вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Действительно, оценка
может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но
может и огорчить, записать в разряд "отстающих", усугубить низкую
самооценку, нарушить контакт со взрослыми и сверстниками. Реализация этой
важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в том, что
эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции
школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать
его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты мот быть
изменены к лучшему. Это положение соотносится с одним из главных законов
педагогики начального обучения - младший школьник должен учиться на успехе.
Ситу-ация успеха и эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик
спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит
пути их устранения.
Информационная
функция является основой диагноза
планирования и прогнозирования. Главная ее особенность – возможность
проанализировать причины неудачных результатов и наметить конкретные пути
улучшения учебного процесса как со стороны ведущего этот процесс, так и со
стороны ведомого.
Функция
управления очень важна для
развития самоконтроля школьника, его умения анализировать и правильно оценивать
свою деятельность, адекватно принимать оценку педагога. Учителю функция
управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического
процесса, ошибки в своей деятельности ("что я делаю не так...",
"что нужно сделать, чтобы...") и осуществить корректировку
учебно-воспитательного процесса.
|