Важным условием повышения эффективности учебного
процесса является систематическое получение учителем объективной информации о
ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Эту информацию учитель
получает в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль в педагогическом процессе рассматривается как процедура оценочной
деятельности, включающая в себя действия с использованием разнообразных
педагогических мер и методов измерений по получению информации о ходе и
результатах обучения.
Среди проблем, которые оказывают существенное влияние
на повышение эффективности и качества обучения, особое место занимают контроль
и оценка знаний учащихся. Действительно, контроль и оценка– необходимая часть
образовательного процесса. От того, как осуществляются проверка и оценка знаний
учащихся, во многом зависит их учебная дисциплина, отношение к учёбе,
формирование интереса к предмету, а также таких важнейших качеств, как
самостоятельность, инициативность, трудолюбие.
Проблема оценки и оценочной деятельности – одна из
актуальнейших проблем, как в педагогической теории, так и в педагогической
практике. В различные периоды жизни общества измерение качества обучения и
воспитания школьников, а также выражение результатов этих измерений всегда
вызывали живой интерес педагогов.
Если теоретический аспект проблемы более всего волнует
ученых, то прикладной аспект, отражающий механизм оценки уровня обученности и
достижений ученика в различных сферах учебной деятельности, все больше волнует
учителей и руководителей образования.
На основе оценивания появляется знаковое выражение
этого процесса в виде отметки.
Однако во что она превратиться в дальнейшем, что она принесет ученику – это уже
не зависящая от оценивания деятельность. Отметка, которой приписывается
невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на
практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений. Не
замечать эту действительность – значит допустить серьезный психологический
просчет в анализе оценочной деятельности учителя и всей системы обучения в
школе.
Констатировав определенный уровень знаний учащихся,
учитель имеет возможность корректировать дальнейший процесс обучения, оказывать
помощь в виде советов, рекомендаций, консультаций, проявлять свое отношение к
его стараниям и успехам. Оценкам подвергаются наличные знания школьника и
проявленные ими умения и навыки. Объективность оценивания в традиционной школе
рассматривается именно с этой позиции. Вместе с тем остаются в стороне старания
и усилия ребенка. Они, как правило, не принимаются во внимание. Не учитывается
и рациональность его учебной деятельности. Не принимается во внимание и мотив,
который заставил его выучить учебный материал.
К сожалению, в традиционной школе на процесс
оценивания не влияет и качество самого обучения (имеется в виду тот процесс,
который выстроил учитель), в результате которого ученик должен был усвоить
данный материал. Поэтому очень важно знать, как лучше организовать контроль
знаний учащихся и как правильно оценить уровень их знаний.
|