Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:05
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 21 » КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ
15:26
КАК РАЗВИВАТЬ ПАМЯТЬ

Учеба — это всегда большая нагрузка на память. Мно­гие студенты убеждены, что именно память самый важ­ный психический процесс, и если в ночь перед экзаменом как следует напичкать свою память необходимой инфор­мацией, то успех обеспечен. Возможно, за счет объем! кратковременной памяти в таком случае удастся сдать эк­замен. Но есть большие сомнения, что нужный материал сохранится в памяти надолго. Любопытно, что было бы если бы экзамен провели повторно через неделю? Дума­ется, ЧТО СТУДЕНТ, ГОТОВИВШИЙСЯ ТОЛЬКО ОДНУ H0ЧЬ вспомнил бы только ничтожно малую часть информации Усвоение материала пред полагает задействование не только кратковременной памяти, но и внимания, мышления,  воображения, а самое главное — системности в работе.

1. Приступая к запоминанию, надо поставить перед собой цель— запомнить надолго, лучше навсегда. Уста­новка на длительное сохранение информации обеспечит условия для лучшего запоминания. Осознай, для чего тре­буется запомнить изучаемый материал. Чем важнее по­ставленная цель, тем быстрее и прочнее происходит запо­минание.

2. Внимание — резец памяти: чем оно острее, тем глуб­же следы. Чем больше желания, заинтересованности, эмо­циональной включенности в получение новых знаний, тем лучше запомнится.

3. Чем лучше поймешь, тем лучше запомнишь. Отка­жись от зубрежки и для запоминания текста опирайся на осмысленное запоминание, которое в 25 раз продуктивнее запоминания механического. Последовательность работы примерно такова: 1) понять; 2) установить логическую по­следовательность; 3) разбить материал на части и найти в каждой «ключевую фразу» или «опорный пункт»; 4) за­помнить именно их и использовать как «вешки»-ориентиры. Смысловых блоков должно быть от 5 до 9, так как именно 7 плюс-минус 2 единицы информации в среднем может одновременно ухватить наша память.

4. Если выполнение какого-либо задания прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с заданиями, благо­получно выполненными (эффект Зейгарник).

5. Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести, чем пять раз читать без воспроизведения.

Закрепляй в памяти учебный материал как можно чаще. Оптимальный промежуток между прочтениями ко­леблется от 10 минут до 16 часов. Перечитывание менее чем через 10 минут оказывается бесполезным, а по истече­нии 16 часов часть текста забывается.

6. Заданный учебный материал лучше повторять по «го­рячим следам», особенно эффективно повторение перед сном и с утра. Давно замечено, что лучший способ забыть только что выученное — постараться сразу же запомнить что-нибудь похожее. Поэтому не стоит учить информатику после математики, а политологию после социологии.

7. При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец ин­формации, а середина «выпадает».

8. Настоящая мать учения не повторение, а примене­ние. Чем больше будет найдено возможностей включить за­поминаемый материал в практическую деятельность, пора­ботать с ним, тем глубже и надежней будет запоминание.

9. Иногда удобно использовать мнемотехнику — искус­ственные приемы запоминания.

Например, набор бессмысленных слогов «ри-ка-ку-по-лу-ша» можно запомнить, связав их в искусственное предложение «Присказку послушай».

Большую часть занятий в вузе составляют лекции. Со­вершенно очевидно, что уметь конспектировать слова лектора — просто необходимо студенту.   Основные приемы конс­пектирования можно условно разделить на три группы:

1. Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипе­раббревиатуру терминов (когда начальная буква обводит­ся линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), способы записи окончаний, иероглифику и пиктографию.

2. Переработка фразы. Говорят, что это самые эффек­тивные приемы. Но и освоить их до степени автоматизма тоже сложно. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги, приведе­ние фразы к эквивалентному виду, использование контек­ста).

3. Вооружайтесь фломастерами, маркерами, цветны­ми ручками и карандашами — и все довольно просто: руб­рикация, выделение цветом существенных деталей, изме­нение цвета в зависимости от важности текста и по соот­ветствию частей текста.

Готовясь к семинарским занятиям или экзаменам, сту­дент вынужден читать очень много обязательной и допол­нительной литературы. Часто бывает нужно найти необхо­димую информацию в большом объеме материала или уяснить общий смысл книги или статьи. В таких случаях незаменимым становится скорочтение. Выделяются следующие принципы быстрого чтения:

• Использовать только зрение, не повторяя про себя текст.

• Воспринимать слово не по буквам, а как отдельный знак.

• Воспринимать одновременно несколько слов или фраз.

• Двигаться взглядом не по строчкам, а по середине страницы сверху вниз, используя так называемое перифе­рическое зрение.

• Не возвращаться к уже прочитанному во время чте­ния.

Медленное чтение призвано помочь творчески воспри­нимать информацию, предлагать новые идеи и складыва­ется из трех частей:

• Узнать — определить практическую ценность нового материала, выявить его связи, превратить его в часть соб­ственных знаний.

• Уплотнить — обдумать материал, сжать информацию до минимального объема, не потеряв сути. • Творчески осмыслить — для этого можно:

• перепланировать материал, то есть установить в тексте новые связи;

• сделать новые выводы, следующие из высказанных автором идей; 

• объяснить факты с иной точки зрения, выработать собственную позицию.

«Финские исследователи предлагают следующую классификацию видов чтения:

• По исковое. Отыскивая в книге нужное место, мы просто скользим взглядом по середине строк, стараясь во­время заметить нужную информацию. На остальной текст внимание практически не обращается, и он не запомина­ется.

• Выборочное. Оно полезно для общего знакомства с текстом, чтобы определить, стоит ли его читать. Зачас­тую из начальных фраз можно уяснить, о чем предстоит разговор.

• Беглое. Здесь потребуется навык скорочтения. Цель — уяснить главное, не останавливаясь на второсте­пенном.

• Углубленное. Это самый серьезный вид чтения. Его задача — понять и запомнить прочитанное. Перед углубленным чтением постарайтесь сосредоточиться и бегло просмотреть текст, отметьте ключевые слова, выделите са­мое важное. Примерно через каждую четверть часа углуб­ленного чтения снова пробегите глазами прочитанное, от­мечая самое важное. После этого кратко запишите выво­ды» 

Как составлять конспект.

• читая изучаемый материал в первый раз, подразде­ляйте его на основные смысловые части, выделяйте глав­ные мысли, выводы;

• если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты, подпункты, определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них;

• наиболее существенные положения изучаемого мате­риала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат;

• в конспект включаются не только основные положе­ния, но и доводы, их обосновывающие, конкретные фак­ты и примеры, но без их подробного описания;

• составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы цитируемой работы, применять условные обозначения;

• располагайте абзацы ступеньками, применяйте цвет­ные карандаши, маркеры, фломастеры для выделения зна­чимых мест.

Категория: Школьникам | Просмотров: 519 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz