Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 17:24
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
15:07
КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ

               Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся  способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества ,т.е. реализовывать ключевые компетенции ? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.

              В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными  знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать  критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».

           Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя (на демонстрационной доске вывешены несколько  определений, ведущий зачитывает их, не давая никаких оценочных суждений):

1.     Компетентность- это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л.М.)

2.     Компетентным  считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяются  также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)

3.     Компетентность- это способность работника качественно и безошибочно выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к  изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)

4.     Компетентность- это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)

5.      Компетентность- это совокупность профессионально-педагогических комптенций.(Соловова Е.Н.)

 

 

 

 

2. Практический блок.

Вопрос: Какое из представленных определений наиболее полно, по-вашему, отражает суть понятия с практической точки зрения? Обсудите вопрос в группе. Время для обсуждения – 5 минут. Обоснуйте ваш выбор.

Представители групп выступают по теме обсуждения. Ведущий организует обсуждение и делает на его основе выводы.

Представим понятие «компетентность» через обозначенные в таблице позиции (участники продолжают работать в группах):

            Заметив выше, что компетенция – это своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

·        Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

·        Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

·        Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

·        Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

·        Управленческая компетенция, т.е. владение умениями провоить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

·        Рефлексивная компетенция,т.е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

·        Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

·        Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

·        Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

 

Обсудите в группах представленную информацию и заполните вторую строку таблицы (Работа проводится по алгоритму, описанному выше. Итоговый вариант выглядит примерно следующим образом):

На этом этапе педагогам предлагается провести самоанализ выделенных профессиональных компетенций для определения

–уровня состояния компетенций на данном временном отрезке (важно лично учителя),

- для  анализа ситуации администрацией УО (важно администрации), определения проблемных зон и принятия управленческих решений. (Каждому учителю выдается бланк «Критерии оценки профессиональных компетенций  учителя» как опорный документ и «Рабочая карта для проведения процедуры самооценки». Время для заполнения «рабочей карты»-10-15 минут)

Категория: Учителям | Просмотров: 622 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz