Вхождение
в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных
действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего
педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному
учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность,
участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта,
критически относиться к явлениям природы и общества ,т.е. реализовывать
ключевые компетенции ? Какими профессионально-педагогическими компетенциями
необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное
профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции
перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения
профессиональной компетентности и ее
соотношения с понятием компетенции с
недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди
педагогов-практиков. Попробуем разобраться в этом вопросе.
В
наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым
требованиям, установленным критериями и стандартам в соответствующих областях
деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми
активными знаниями, способность уверенно
добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало
употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью
которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке
труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная
категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного
специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к
организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди
множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком
прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных
задач «здесь и сейчас».
Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной
компетентности учителя (на демонстрационной доске вывешены несколько определений, ведущий зачитывает их, не давая
никаких оценочных суждений):
1. Компетентность- это знания, умения, навыки, а также способы и приемы
их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности.
(Митина Л.М.)
2. Компетентным считается
такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется
педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность
учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности
школьников. При этом компетентность учителя определяются также соотношением его профессиональных
знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических
качеств – с другой стороны. (Маркова А.К.)
3. Компетентность- это способность работника качественно и безошибочно
выполнить свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно
осваивать новое и быстро адаптироваться к
изменившимся условиям. (Веснин В.Р.)
4. Компетентность- это сложное образование, включающее комплекс знаний,
умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность
и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В.А.)
5. Компетентность- это совокупность
профессионально-педагогических комптенций.(Соловова Е.Н.)
2. Практический блок.
Вопрос: Какое из
представленных определений наиболее полно, по-вашему, отражает суть понятия с
практической точки зрения? Обсудите вопрос в группе. Время для обсуждения – 5
минут. Обоснуйте ваш выбор.
Представители групп выступают по теме обсуждения.
Ведущий организует обсуждение и делает на его основе выводы.
Представим понятие
«компетентность» через обозначенные в таблице позиции (участники продолжают работать в группах): Заметив выше, что компетенция – это
своего рода «анатомия» компетентности, логично будет далее рассмотреть вопрос о
сущности компетенции. Выделяют следующие профессионально-педагогические
компетенции:
·
Социально-психологическиая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные
задачи, в том числе в режиме развития.
·
Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического
общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.
·
Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую
готовность к развертыванию индивидуальных особенностей психологии и
психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.
·
Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области
преподаваемого предмета, методики его преподавания.
·
Управленческая компетенция, т.е. владение умениями провоить педагогический анализ,
ставить цели, планировать и организовывать деятельность.
·
Рефлексивная компетенция,т.е. умение видеть процесс и результат собственной
педагогической деятельности.
·
Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.
·
Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.
·
Креативная компетенция,т.е. умения учителя выводить деятельность на
творческий, исследовательский уровень.
Обсудите
в группах представленную информацию и заполните вторую строку таблицы (Работа проводится по алгоритму, описанному
выше. Итоговый вариант выглядит примерно следующим образом): На
этом этапе педагогам предлагается провести самоанализ выделенных
профессиональных компетенций для определения
–уровня
состояния компетенций на данном временном отрезке (важно лично учителя),
-
для анализа ситуации администрацией УО
(важно администрации), определения проблемных зон и принятия управленческих
решений. (Каждому учителю выдается бланк
«Критерии оценки профессиональных компетенций
учителя» как опорный документ и «Рабочая карта для проведения процедуры
самооценки». Время для заполнения «рабочей карты»-10-15 минут)
|