Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 19:12
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
15:05
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Глобальная задача обеспечения вхождения человека в социальный мир, его продуктивная адаптация в этом мире может быть решена через изменения в характере образования, его направленности, целях и содержании. Ориентация образования на самостоятельность обучаемых, их творческую инициативу, мобильность и конкурентоспособность находит выражение в изменении образовательной парадигмы. На смену парадигме, основанной на знаниях, умениях и навыках в качестве результата образования, приходит парадигма, основанная на компетентности специалиста, «не наполненного знаниями, а социализированного человека, способного к успешной жизни в быстро меняющихся условиях, которые характеризуются множеством проблем и противоречий, выбором жизненных стратегий» [4, с. 14].

С новыми тенденциями изменяется также внутренняя структура профессионального мира. Иерархия упраздняется, её место занимают системы, в которых компетенция важнее статуса. «Выученное устаревает в новой профессионально-трудовой сфере очень быстро. Предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни, которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной ответственностью. …Кажется, что с наступающим веком информации всё больше развиваются плюрализация, индивидуализация и повышаются требования, предъявляемые к личной свободе. …Это мир, представляющий одновременно больше свободы и меньше безопасности. Многие видят в этом новые большие шансы. Но не мало и таких, которые испытывают страх, т.к. умение обращаться со свободой не является чем-то само собою разумеющимся. Этому надо учиться и учить. Речь идёт об обширном знакомстве молодых людей со значительно изменившимся миром, в котором мы живём. Я говорю об образовании личности, которое позволит активно участвовать в создании нашего информационного общества, и которое сделает нас достаточно стойкими, чтобы в случае личных неудач не сдаваться, а искать новые шансы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По мнению Герцога, школа будущего должна уделять внимание качеству обучения, а не количеству знаний. Поэтому, прежде всего, следует говорить о методах передачи и приобретения знаний. Учащиеся должны учиться правильно выбирать информацию, структурировать её и обрабатывать, делать выбор и находить решения.

Такое обучение неизбежно является социальным. Оно включает в себя методы деления работы и её дальнейшего использования в дискуссиях. Данная форма обучения способствует развитию чувства ответственности при решении проблем или выполнении заданий. Она учит принимать помощь и оказывать её другим, заставляет учащихся при возникновении несогласий в группе отстаивать свою собственную позицию, свои результаты и сразу же устанавливать соотношения между ними.

Школа должна стать центром воспитания демократических принципов и познания ценности свободы, где к социальной добродетели прививают уважение, а не ставят её под сомнение. Учащиеся ещё в школе должны узнать, что демократия живёт благодаря активному участию граждан и их готовности нести ответственность. Они должны уметь пользоваться свободой и должны чувствовать, что общий дух и активная общественная работа граждан всегда вознаграждаются. А для этого недостаточно быть только пассивным реципиентом знаний.

 

 

 

Таким образом, необходимы следующие профессиональные качества: личная и социальная компетенция, знание методов и умение их использовать, информированность. Отсюда следует, что требуемая форма обучения соответствует концепции, ориентированной на умение действовать и выдвигающей на первое место наряду с получением научных знаний умение активно действовать. Овладеть тем и другим можно лишь посредством активных действий в практических ситуациях.

Профессионализм сориентирован не на «систему знаний», а на систему действий; его отношение к знанию выражается применением знаний при совершении «активных действий» (Штихве 1994:368). В то время как система знаний опирается на связь внутри системы, и в качестве основного использует критерий «истинно - верно», профессиональный мир обращается к связям и различиям между системой и окружающей средой, руководствуясь критерием «эффективность» (ср. Штихве 1994:310) (Мертен 1996:85).

Поэтому, целью профессионального образования являются не молодые учёные, а специалисты, умеющие действовать – КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ.

 

 

 

Проведенный учеными теоретический анализ становления компетентностной парадигмы в современном образовании позволяет выделить основные этапы этого процесса: первый этап (1960-1970 г.г.) – введение в научный аппарат категории компетенция, разграничение понятий компетенция и компетентность; второй этап (1970-1990 г.г.) – разработка содержания понятий компетенция/компетентность применительно к различным сферам жизнедеятельности человека («социальные компетенции», «жизненные компетенции» «всеобщие компетенции», «ключевые компетенции»), а также выделение компетенций в качестве конечного результата (компетентность) в обучении языку, в менеждменте, в обучении общению, в педагогической деятельности; третий этап (с 90-х годов прошлого века) – выделение компонентов и структурных блоков профессиональной компетентности [Зимняя, с.35-39].

 

 

 

 

 

Компетенция рассматривается как совокупность взаимосвязанных свойств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним [Хуторской с.60]. Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач [стандарт].

 

 

 

Компетентность в этом контексте рассматривается как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности [Хуторской с.60]. Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение (СТБ ИСО 9000 стандарт). Быть компетентным в чем-либо означает способность мобилизовать имеющиеся знания, умения и навыки для решения конкретной образовательной или профессиональной проблемы. Следовательно, в контексте процесса обучения компетенции выступают целями обучения, а компетентность является характеристикой успешности процесса обучения, его результатом. По мнению исследователей, компетентность означает не только традиционные знания («знать, что»), но и процедурные знания («знать, как»), а также ценностно-смысловые знания («знать, зачем и почему»). [Жук].

Категория: Учителям | Просмотров: 815 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz