Глобальная задача обеспечения вхождения человека в
социальный мир, его продуктивная адаптация в этом мире может быть решена через
изменения в характере образования, его направленности, целях и содержании.
Ориентация образования на самостоятельность обучаемых, их творческую
инициативу, мобильность и конкурентоспособность находит выражение в изменении
образовательной парадигмы. На смену парадигме, основанной на знаниях, умениях и
навыках в качестве результата образования, приходит парадигма, основанная на
компетентности специалиста, «не наполненного знаниями, а социализированного
человека, способного к успешной жизни в быстро меняющихся условиях, которые
характеризуются множеством проблем и противоречий, выбором жизненных стратегий»
[4, с. 14].
С новыми тенденциями
изменяется также внутренняя структура профессионального мира. Иерархия
упраздняется, её место занимают системы, в которых компетенция важнее статуса.
«Выученное устаревает в новой профессионально-трудовой сфере очень быстро.
Предъявляются новые требования: речь идёт об обучении в течение всей жизни,
которое должно сочетаться с творчеством, умением работать в команде и личной
ответственностью. …Кажется, что с наступающим веком информации всё больше
развиваются плюрализация, индивидуализация и повышаются требования,
предъявляемые к личной свободе. …Это мир, представляющий одновременно больше
свободы и меньше безопасности. Многие видят в этом новые большие шансы. Но не
мало и таких, которые испытывают страх, т.к. умение обращаться со свободой не
является чем-то само собою разумеющимся. Этому надо учиться и учить. Речь идёт
об обширном знакомстве молодых людей со значительно изменившимся миром, в
котором мы живём. Я говорю об образовании личности, которое позволит активно
участвовать в создании нашего информационного общества, и которое сделает нас
достаточно стойкими, чтобы в случае личных неудач не сдаваться, а искать новые
шансы.
По мнению Герцога, школа будущего должна
уделять внимание качеству обучения, а не количеству знаний. Поэтому, прежде
всего, следует говорить о методах передачи и приобретения знаний. Учащиеся
должны учиться правильно выбирать информацию, структурировать её и
обрабатывать, делать выбор и находить решения.
Такое обучение неизбежно является
социальным. Оно включает в себя методы деления работы и её дальнейшего
использования в дискуссиях. Данная форма обучения способствует развитию
чувства ответственности при решении проблем или выполнении заданий. Она учит
принимать помощь и оказывать её другим, заставляет учащихся при
возникновении несогласий в группе отстаивать свою собственную позицию,
свои результаты и сразу же устанавливать соотношения между ними.
Школа должна стать центром воспитания
демократических принципов и познания ценности свободы, где к социальной
добродетели прививают уважение, а не ставят её под сомнение. Учащиеся ещё в
школе должны узнать, что демократия живёт благодаря активному участию граждан и
их готовности нести ответственность. Они должны уметь пользоваться свободой и
должны чувствовать, что общий дух и активная общественная работа граждан всегда
вознаграждаются. А для этого недостаточно быть только пассивным реципиентом
знаний.
Таким образом, необходимы следующие
профессиональные качества: личная и социальная компетенция, знание методов и
умение их использовать, информированность. Отсюда следует, что требуемая форма
обучения соответствует концепции, ориентированной на умение действовать и
выдвигающей на первое место наряду с получением научных знаний умение активно
действовать. Овладеть тем и другим можно лишь посредством активных действий в
практических ситуациях.
Профессионализм сориентирован не на
«систему знаний», а на систему действий; его отношение к знанию выражается
применением знаний при совершении «активных действий» (Штихве 1994:368). В то
время как система знаний опирается на связь внутри системы, и в качестве
основного использует критерий «истинно - верно», профессиональный мир обращается к связям и различиям между
системой и окружающей средой, руководствуясь критерием «эффективность» (ср.
Штихве 1994:310) (Мертен 1996:85).
Поэтому, целью профессионального
образования являются не молодые учёные, а специалисты, умеющие действовать –
КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Проведенный учеными теоретический анализ становления
компетентностной парадигмы в современном образовании позволяет выделить
основные этапы этого процесса: первый этап (1960-1970 г.г.) – введение в
научный аппарат категории компетенция, разграничение понятий компетенция и
компетентность; второй этап (1970-1990 г.г.) – разработка содержания понятий
компетенция/компетентность применительно к различным сферам жизнедеятельности
человека («социальные компетенции», «жизненные компетенции» «всеобщие
компетенции», «ключевые компетенции»), а также выделение компетенций в качестве
конечного результата (компетентность) в обучении языку, в менеждменте, в
обучении общению, в педагогической деятельности; третий этап (с 90-х годов
прошлого века) – выделение компонентов и структурных блоков профессиональной
компетентности [Зимняя, с.35-39].
Компетенция рассматривается как совокупность взаимосвязанных
свойств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых
по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы
качественно продуктивно действовать по отношению к ним [Хуторской с.60].
Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и
практических задач [стандарт].
Компетентность в этом контексте рассматривается как владение,
обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное
отношение к ней и предмету деятельности [Хуторской с.60]. Компетентность -
выраженная способность применять свои знания и умение (СТБ ИСО 9000 стандарт).
Быть компетентным в чем-либо означает способность мобилизовать имеющиеся
знания, умения и навыки для решения конкретной образовательной или
профессиональной проблемы. Следовательно, в контексте процесса обучения
компетенции выступают целями обучения, а компетентность является
характеристикой успешности процесса обучения, его результатом. По мнению
исследователей, компетентность означает не только традиционные знания («знать,
что»), но и процедурные знания («знать, как»), а также ценностно-смысловые
знания («знать, зачем и почему»). [Жук].
|