Урок «Механическая работа. Единицы работы».
Учащимся предлагаются примеры:
Самосвал перевозит песок, домкрат удерживает
автомобиль, кран поднимает груз, на столе лежит яблоко, ветер гонит листву, на
пружине подвешен груз, опора удерживает балку, из лука выпущена стрела, человек
идет в гору, торможение автомобиля.
Подчеркните те
примеры, в которых, по вашему мнению, совершается работа.
Урок « Положительная и отрицательная работа»
Некоторые физические величины, например температура,
могут принимать как положительное, так и отрицательное значение. А знаете ли
вы, что механическая работа тоже бывает положительной и отрицательной. Запишите
свои предположения о том, в каких случаях говорят о совершении положительной
работы, и в каких - отрицательной.
Обсудите свои предположения с соседом по парте.
Урок «Мощность. Единицы мощности»
Учащимся предлагается рассмотреть ситуацию: вы идете в
фирменный магазин покупать пылесос. Кроме внешнего вида вам советуют обратить
внимание на следующие технические параметры прибора:
1.Напряжение 220 В., мощность 800 Вт.
2 Напряжение220 В., мощность 1200 Вт.
3.Напряжение 220 В., мощность 1400 Вт.
Какой пылесос вы купите и почему?
Урок «Кинетическая энергия»
Рассмотрите
следующие примеры, подчеркните те, в которых, на ваш взгляд возможно выполнение
телом механической работы.
Неподвижный
автомобиль – движущийся автомобиль.
Летящая пуля
– брошенный камешек.
Движущийся
пассажирский поезд – движущийся грузовой поезд.
Шайба в
начале движения – шайба перед остановкой.
Падающее с
дерева яблоко – лежащая на земле бетонная плита.
В тех парах, в
которых вы подчеркнули оба примера, выделите второй чертой пример, в котором
работа будет большей. Что их объединяет?
Урок «Потенциальная энергия. Расчет потенциальной
энергии».
Верно ли утверждение о том, что некоторые неподвижные
тела также могут совершать механическую работу, обладают энергией? Приведите
примеры.
Урок «Превращение и сохранение энергии»
На доске
записаны различные физические термины: закон, потенциальная энергия,
кинетическая энергия, механическая энергия, исчезновение энергии, превращение
энергии, энергия не исчезает. Выберите и запишите те из них, что являются
опорными для новой темы. Свой выбор обоснуйте.
Урок «Простые механизмы»
Учащимся
предлагается рассмотреть слайды, на которых изображены: изваяния острова Пасхи,
египетские пирамиды, древняя архитектура и другие, и ответить на вопрос: как
людям, жившим в эпоху, когда не было машин, удавалось строить такие массивные
сооружения.
Урок «Блоки. Условия
равновесия».
Придумайте вариант подъема ведра с цементом на 5 этаж
строящегося здания наиболее удобным способом. Обсудите этот вопрос с соседом по
парте.
Урок «Закон равенства работ
для простых механизмов. КПД».
Проведите вертикальную черту, слева запишите те
понятия, которые вы изучили, справа – которые для вас пока не понятны.
Сформулируйте цель урока.
Работа, полезная работа, затраченная работа, выигрыш в
силе, перемещение, выигрыш в работе, коэффициент полезного действия, сила.
Урок «Тепловое расширение
тел».
Наблюдайте опыт: металлический шарик, который свободно
проскальзывал в кольце, после нагревания застревает в нем. Ваше объяснение опыта запишите на листе
бумаги.
Урок « Температура. Измерение
температуры. Термометр»
Напишите, как вы понимаете выражение: «Температура
определяет степень нагретости тела».
Урок «Внутренняя энергия».
Напишите, как
вы понимаете выражение: «Любое тело имеет внутреннюю энергию»?
Урок «Способы изменения
внутренней энергии».
Подумайте,
изменится ли внутренняя энергия твердого тела если его:
- поднять на некоторую высоту
- положить в теплую воду
- увеличить
его скорость движения
- сжать
- потереть
шерстяной тряпкой
- охладить
Обсудите вопрос с соседом по парте, сформулируйте цель
урока.
Урок «Теплопроводность»
Наблюдайте
опыт: медный, железный и алюминиевый стержни спаяны вместе с одного конца. К
стержням пластилином прикреплены гвозди, место спайки нагреваем над спиртовкой.
Попробуйте результаты наблюдения объяснить с точки зрения молекулярной теории
строения вещества.
Урок « Конвекция»
Измеряем
температуру воздуха у пола и потолка в классе. Предлагаем учащимся на листочках
написать свое объяснение тому, что температура оказалась различной.
Урок «Излучение»
Закончите
фразы:
- перенос
энергии от Солнца к Земле не может осуществляться способом теплопередачи,
потому что…………………………………………………….
- перенос
энергии от Солнца к Земле не может осуществляться способом конвекции, потому
что…………………………………………………………
- перенос
энергии от Солнца к Земле осуществляется способом…………..
Урок «Расчет количества
теплоты при нагревании и охлаждении. Удельная теплоемкость».
Количество
теплоты необходимое для нагревания вещества от t1 до t2 зависит от:
- массы
- формы
- рода вещества
- изменения
температуры
- плотности
- времени.
Подчеркните нужное.
Урок «Горение. Удельная
теплота сгорания топлива».
Запишите в
тетрадь вопросы, на которые вы бы хотели получить ответ при изучении данной
темы.
Урок «плавление и
кристаллизация»
|