Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 17:10
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Технология «Учебные портфолио»
13:46
Технология «Учебные портфолио»

Учебное портфолио представляет собой технологию сбора и накопления школьниками образцов и продуктов индивидуальной учебно – познавательной деятельности, а также комплекта оценочного материала (результатов участия в различного уровня соревновательных мероприятиях, конкурсах и т. п.). В связи с этим данная технология позволяет количественно и качественно оценить образовательные приращения конкретного ученика и определить пути дальнейшей коррекции процесса его обучения в школе.

Цель: выявить и зафиксировать дидактический эффект по:

1.     Конечным результатам.

2.     Приложенным усилиям.

3.     Материализованным продуктам учебно – познавательной деятельности.

Процедуры:

1.     Разработка и детализация критериев обученности и обучаемости в соответствии с поставленными целями.

2.     Отбор и анализ образцов и продуктов учебно – познавательной деятельности.

3.     Сбор информационных материалов из внешних источников (одноклассники, учителя, родители, тестовые центры, общественные организации).

4.     Анализ всех собранных материалов с целью всесторонней количественной оценки уровня обученности и обучаемости данного ученика и дальнейшей коррекции процесса обучения.

5.     Оценка достижений в соответствии с разработанными критериями.

 

Использование портфолио в урочной и во внеклассной работе не только обеспечивает альтернативную форму контроля образовательных достижений учащихся, но и позволяет:

·  усилить роль ученика в построении учебного процесса по индивидуальной образовательной траектории,

·  повысить его мотивацию к учебной деятельности;

·  содействует организации самоконтроля обучаемых, формированию у них рефлексивных и оценочных умений и навыков и др.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Состав учебного портфолио напрямую зависит от конкретных целей обучения по данному предмету.

Обычно в состав учебного портфолио входят:

1.     Работы самого учащегося, как классные самостоятельные, так и домашние.

2.     Учебные проекты (как индивидуальные, так и групповые).

3.     Сочинения и рефераты (материалы по его защите).

4.     Учебные пособия, выполненные учеником.

5.     Собственные презентации и сайты.

6.     Список прочитанных учебных книг и статей.

7.     Копии статей, научных работ по интересующей теме.

8.     Аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре…).

9.     Работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме.

10.                       Дипломы, поощрения, награды по данному предмету и др.

 

Включается все, что может явиться свидетельством усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данной теме (разделу, предмету). Каждый элемент должен датироваться. При оформлении окончательного варианта в учебное портфолио включают сопроводительное письмо «владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио; содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов; самоанализ и взгляд в будущее.

Далее осуществляется процентное распределение общей оценки по отдельным категориям и конкретным элементам каждой категории. Примерное распределение общей оценки, по мнению С. Дж. Пейпа и М. Чошанова, может выглядеть следующим образом: обязательная категория – 40 %, поисковая – 30 %, ситуативная – 15 %, описательная – 10 %, внешняя – 5 %. Вполне очевидно, что в каждом конкретном опыте приведенные выше категории и процентное распределение общей оценки будут варьироваться.

 

Наибольшее распространение получили тематические портфолио, поскольку они позволяют выявить динамику познавательной и творческой активности учащихся, определить направленность их познавательных интересов при изучении конкретной учебной темы или раздела.

Под тематическим портфолио по изучаемому предмету понимается набор образовательной продукции и документационного материала, отражающий в совокупности квинтэссенцию целевых, познавательных, смысловых, творческих и эмоционально – ценностных приращений ученика, полученных им в процессе собственной продуктивной деятельности при изучении конкретной темы.

Общая модель тематического «портфеля достижений» не может быть однозначной, поскольку процесс его создания и пополнения подвержен влиянию огромного числа факторов, таких как: специфика учебной темы; возрастные особенности обучаемых; степень учебно – познавательной активности школьников и др.

Однако можно выделить четыре взаимосвязанных блока-компонента в общей структурно – содержательной модели тематического портфолио по учебному предмету: 1) деятельностный; 2) проверочный; 3) документационный; 4) оценочно – рефлексивный.

Каждый блок тематического портфолио несет свою функциональную нагрузку и имеет «собирательный» характер: формируется из отдельных рубрик.

Содержание тематического портфолио

 

1. Деятельностный блок – включает коллекцию разнообразной образовательной продукции учеников, полученной ими при освоении учебной темы. Если выбрать в качестве основания для типологии вид образовательной деятельности ученика, то можно выделить следующие типы продуктов обучаемых:

·        Творческие, научные работы по теме (результат креативной, исследовательской деятельности школьника);

·        Тематические проекты (результат проектной деятельности обучаемого);

·        Сочинения, доклады, рефераты по теме (результат работы учащегося с учебной информацией);

·        Индивидуальная программа изучения темы (итог методологической деятельности ученика) и др.

 

2. Проверочный блок – формируется из рубрик, отражающих количественно результативность изучения учеником учебной темы.

·        Диктанты, тесты, проверочные и контрольные работы.

·        Поурочный контроль и др.

 

3.   Блок документов -  включает набор документов, иллюстрирующих образовательные достижения школьника по теме.

 

·       Дипломы;

·       Грамоты за активное участие во внеклассных мероприятиях по теме;

·       Свидетельства об изучении элективных курсов по теме;

·       Свидетельства об участии в дистанционных профиль – классах по теме и др.

 

4.     Оценочно – рефлексивный блок – формируется из рубрик, отражающих оценку школьником своих достижений по теме, планирование личностных образовательных результатов  в будущем, а также рекомендаций ученику со стороны учителя, одноклассников, родителей и др.

·        Отзывы учителя;

·       Рецензии одноклассников;

·       Отчеты – самооценки и др.

Категория: Учителям | Просмотров: 737 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz