Учебное портфолио представляет собой технологию сбора и накопления
школьниками образцов и продуктов индивидуальной учебно – познавательной
деятельности, а также комплекта оценочного материала (результатов участия в
различного уровня соревновательных мероприятиях, конкурсах и т. п.). В связи с
этим данная технология позволяет количественно и качественно оценить образовательные
приращения конкретного ученика и определить пути дальнейшей коррекции
процесса его обучения в школе.
Цель: выявить и
зафиксировать дидактический эффект по:
1. Конечным результатам.
2. Приложенным усилиям.
3. Материализованным продуктам учебно – познавательной
деятельности.
Процедуры:
1. Разработка и детализация критериев обученности и
обучаемости в соответствии с поставленными целями.
2. Отбор и анализ образцов и продуктов учебно –
познавательной деятельности.
3. Сбор информационных материалов из внешних источников
(одноклассники, учителя, родители, тестовые центры, общественные организации).
4. Анализ всех собранных материалов с целью всесторонней
количественной оценки уровня обученности и обучаемости данного ученика и
дальнейшей коррекции процесса обучения.
5. Оценка достижений в соответствии с разработанными
критериями.
Использование портфолио в урочной и во внеклассной
работе не только обеспечивает альтернативную форму контроля образовательных
достижений учащихся, но и позволяет:
· усилить роль ученика в построении учебного процесса по
индивидуальной
образовательной траектории,
· повысить его мотивацию к учебной деятельности;
· содействует организации самоконтроля обучаемых,
формированию у них рефлексивных и оценочных умений и навыков и др.
Состав учебного портфолио напрямую зависит от
конкретных целей обучения по данному предмету.
Обычно в
состав учебного портфолио входят:
1. Работы самого учащегося, как классные самостоятельные,
так и домашние.
2. Учебные проекты (как индивидуальные, так и групповые).
3. Сочинения и рефераты (материалы по его защите).
4. Учебные пособия, выполненные учеником.
5. Собственные презентации и сайты.
6. Список прочитанных учебных книг и статей.
7. Копии статей, научных работ по интересующей теме.
8. Аудио- и видеокассеты с записью выступления учащегося
по данной теме на уроке (школьной конференции, семинаре…).
9. Работы из смежных дисциплин и практических ситуаций, в
которых учащийся использовал свои знания и умения по данной теме.
10.
Дипломы,
поощрения, награды по данному предмету и др.
Включается все, что может явиться свидетельством
усилий, достижений и прогресса в обучении данного учащегося по данной теме
(разделу, предмету). Каждый элемент должен датироваться. При оформлении
окончательного варианта в учебное портфолио включают сопроводительное письмо
«владельца» с описанием цели, предназначения и краткого описания портфолио;
содержание (или оглавление) портфолио с перечислением его основных элементов;
самоанализ и взгляд в будущее.
Далее осуществляется процентное распределение общей
оценки по отдельным категориям и конкретным элементам каждой категории.
Примерное распределение общей оценки, по мнению С. Дж. Пейпа и М. Чошанова,
может выглядеть следующим образом: обязательная категория – 40 %, поисковая –
30 %, ситуативная – 15 %, описательная – 10 %, внешняя – 5 %. Вполне очевидно,
что в каждом конкретном опыте приведенные выше категории и процентное распределение
общей оценки будут варьироваться.
Наибольшее распространение получили тематические портфолио, поскольку они позволяют выявить динамику познавательной и
творческой активности учащихся, определить направленность их познавательных
интересов при изучении конкретной учебной темы или раздела.
Под тематическим
портфолио по изучаемому предмету понимается
набор образовательной продукции и документационного материала, отражающий в
совокупности квинтэссенцию целевых,
познавательных, смысловых, творческих и эмоционально – ценностных приращений
ученика, полученных им в процессе собственной продуктивной деятельности
при изучении конкретной темы.
Общая модель тематического «портфеля достижений» не
может быть однозначной, поскольку процесс его создания и пополнения подвержен
влиянию огромного числа факторов, таких как: специфика учебной темы; возрастные
особенности обучаемых; степень учебно – познавательной активности школьников и
др.
Однако можно выделить четыре взаимосвязанных блока-компонента в общей структурно –
содержательной модели тематического портфолио по учебному предмету: 1)
деятельностный; 2) проверочный; 3) документационный; 4) оценочно –
рефлексивный.
Каждый блок тематического портфолио несет свою функциональную
нагрузку и имеет «собирательный» характер: формируется из отдельных рубрик.
Содержание
тематического портфолио
1. Деятельностный блок – включает
коллекцию разнообразной образовательной продукции учеников, полученной ими при
освоении учебной темы. Если выбрать в качестве основания для типологии вид образовательной деятельности ученика,
то можно выделить следующие типы
продуктов обучаемых:
·
Творческие,
научные работы по теме (результат креативной,
исследовательской деятельности
школьника);
·
Тематические
проекты (результат проектной
деятельности обучаемого);
·
Сочинения,
доклады, рефераты по теме (результат работы учащегося с учебной информацией);
·
Индивидуальная
программа изучения темы (итог методологической
деятельности ученика) и др.
2. Проверочный блок – формируется из
рубрик, отражающих количественно результативность изучения учеником учебной
темы.
·
Диктанты, тесты,
проверочные и контрольные работы.
·
Поурочный
контроль и др.
3. Блок документов - включает набор документов, иллюстрирующих
образовательные достижения школьника по теме.
· Дипломы;
· Грамоты за активное участие во внеклассных мероприятиях
по теме;
· Свидетельства об изучении элективных курсов по теме;
· Свидетельства об участии в дистанционных профиль –
классах по теме и др.
4. Оценочно – рефлексивный блок – формируется из рубрик, отражающих оценку школьником
своих достижений по теме, планирование личностных образовательных
результатов в будущем, а также
рекомендаций ученику со стороны учителя, одноклассников, родителей и др.
·
Отзывы учителя;
· Рецензии одноклассников;
· Отчеты – самооценки и др.
|