Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 19:12
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Что такое внимание?
13:24
Что такое внимание?

Внимание – это основное условие успешности всякой интеллектуальной деятельности.

Функция внимания – улучшение всякой иной деятельности, к которой оно присоединяется, но в отличие от других психических процессов оно не имеет своего специфического продукта деятельности.

В трудах по психологии можно встретить такие определения:

«Внимание – это такая организация психической деятельности, при которой определенные восприятия, представления, мысли или чувства сознаются отчетливее других, отходящих на второй план или совсем не сознаваемых»; «Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение».

Различают три вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

 

Непроизвольное внимание (пассивное, эмоциональное). Пассивное, т.е. сосредоточение внимания на объекте происходит у человека без его целенаправленных усилий. Эмоциональное – тесная связь с эмоциональной сферой личности: человек в первую очередь обращает внимание на объект, связанный с его интересами, потребностями, переживаниями.

Отличительная особенность: возникает в силу особых свойств самого объекта для индивидуума.

Определение: непроизвольное внимание – это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

1. Большое значение имеет оформление текста.

(Особое значение имеет в детских книгах, в которых внимание ребенка в силу его малого жизненного опыта поддерживается в основном за счет эмоциональной реакции и новизны объекта. Обостряет его резкая смена стиля изложения, языка…Оформления книжного листа, при применении других видов шрифтов, цветов, разные живописные стили иллюстрирования.).

Такое внимание, которое зависит от внешних свойств раздражителя, носит почти «вынужденный»характер, и оно продолжается, как правило, недлительное время.

2. Вторая категория причин непроизволного внимания при чтении исходит из соответствия внутреннего состояния читателя и содержания текста. Это прежде всего удовлетворение насущных потребностей человека – его интеллектуальных, эстетических, моральных, духовных и др. запросов.

3. Третья категория – воздействие на эмоциональную сферу читателя.

 

Непроизвольное внимание при чтении может быть также обусловлено внутренними причинами, исходящими от самого читателя.

Это прежде всего влияние прежнего опыта, т.е. имеющихся у читателя представлений. Нам скучно читать то, что мы уже знаем, и это рассеивает внимание. Нам трудно читать то, что мы плохо знаем или вообще не знаем; такое чтение требует усиленного произвольного внимания. Но наше внимание непроизвольно привлекает новое в уже известном. В таком случае интерес надолго поддерживает внимание при чтении.

К внутренним причинам непроизвольного внимания относится ожидание определенных впечатлений, т.н. предваряющий образ. Именно поэтому до начала чтения полезно составить себе ориентировочное представление о книге – вдуматься в ее название, прочесть аннотацию, заглянуть в оглавление.

 

Произвольное внимание. Этот вид внимания иначе называют активным, или волевым. Инициатива в формировании произвольного внимания принадлежит субъекту, а способ формирования его  - за счет усилий воли человека.

Непроизвольное внимание возникает в силу особенностей объекта.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта: его привлекательности, внешних и внутренних свойств, интереса к нему наблюдателя; оно формируется самим человеком в зависимости от целей деятельности.

Успех работы будет зависеть от того, насколько верно поставлена цель, насколько планомерно намечены этапы ее достижения и насколько четко направляются усилия человека в процессе работы.

Условия формирования произвольного внимания.

1.                 Четкая постановка цели.

2.                 Планомерная организация работы. (Сюда включается создание наиболее благоприятных внешних и внутренних условий деятельности. Обстановка рабочего места. Практическая деятельность: конспектирование, записи главных мыслей, подчеркивание. Физический тонус человека и его психическое состояние. Напоминание себе (внутреннее и внешнее) о целях интеллектуальной деятельности).

3.                 Использование алгоритмов умственной деятельности.

4.                 Умение длительное время концентрироваться.

Важное значение для предупреждения утомления имеет умение переводить произвольное внимание в послепроизвольное.

 

Послепроизвольное внимание (вторичное произвольное).

Возникает после произвольного, как его новое качество, формируемое за счет увлеченности объектом внимания.

Послепроизвольное внимание формируется в результате сознательно поставленных целей, когда не предмет, а сама деятельность и ее результат переживаются как потребности, личностно значимые для индивидуума.

Вывод. Для того, чтобы произвольное внимание перешло в послепроизвольное, необходимо: четко поставить себе цель, осознать необходимость ее достижения для практической деятельности; наметить ориентировочные результаты деятельности; и главное – пробудить в себе интерес к изучаемому материалу. Последнее достигается двумя способами.

1. Максимально задействовать эмоциональную сферу и максимальное количество органов чувств.

2. Расширять общую эрудицию.

 

С физиологической точки зрения внимание есть рефлекторная деятельность мозга по избирательному выделению одних раздражителей, их активной обработке и торможению других раздражителей и нервных центров.

Нам ближе теория о внимании как самостоятельной, отдельной форме психического процесса, суть которого заключается в том, что внимание есть идеальная, сокращенная и автоматизированная форма контроля.

 

4. Внимание – это прежде всего контроль

Ж.О. Ламетри (1925г.), гипотеза была выдвинута П.Я. Гальпериным (1958 г.).

«Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль».

В отличие от произвольного и послепроизвольного, когда контроль нами формируется сознательно в зависимости от целей  и задач практической деятельности на основе заранее составленного плана, с помощью заранее установленных критериев и способов их применения, непроизвольное внимание возникает как контроль, который диктуется особенностями объекта, за счет того, что «само бросается в глаза». Особенности объекта анализируются в сознании человека, сопоставляются с уже имеющимся опытом. Эти процессы есть не что иное, как исследовательская деятельность в отношении нового объекта. В физиологии она носит название ориентировочного рефлекса (рефлекса сосредоточения), контролирующую часть которого и составляет собственно непроизвольное внимание.

Категория: Учителям | Просмотров: 554 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz