Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:05
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Развитие внимательности как фактор повышения качества знаний
13:23
Развитие внимательности как фактор повышения качества знаний

В обыденной жизни на человека постоянно действует мно­жество раздражителей. Однако в определенный момент времени он реагирует на те из них, которые в большей степени, чем дру­гие, соответствуют его потребностям и, следовательно, имеют для него более важное жизненное значение. Значимые объекты привлекают внимание, определяют его направленность, менее значимые в это время не замечаются.

Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни — в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает пра­вильную ориентировку в окружающей среде: внимательный чело­век вовремя заметит опасность и сможет ее избежать, устранит препятствие на пути. Внимание может в процессе обучения превращаться во внимательность — ценнейшую черту человечес­кого характера.

Необходимо качественно управлять вниманием.

Внимание предполагает:

                 Чувствительность (по разным частотам);

                 Необходимость уметь стабильно удерживать внимание на объекте;

                 Внутренняя чистота;

                  Внутреннее безмолвие;

                 Остановка внутреннего диалога;

                 Концентрация внимания.

Чувственные процессы – это разные направления нашего внимания.

 
2. Утреннее упражнение
Формально его следует выполнять утром, как только вы проснулись. При разучивании оно может занять 10-15 минут, но постепенно можно научиться выполнять его за 2-3 минуты, хотя лучше его делать по возможности дольше. Оно может использоваться для снятия стресса, установления контакта с собственным телом и с ситуацией "здесь и теперь". Иногда достаточно на минутку закрыть глаза и быстро проделать это упражнение. Оно освежает способность к концентрации, а также напоминает о том, что у  вас в жизни  есть  более важное занятие, чем спешка. "Утреннее  упражнение", как традиционно его называют, несложно по своей  технике, но о нем, как и о большинстве других упражнений на внимательность, не всегда удается помнить.
В идеале оно должно быть первым, что вы делаете, проснувшись. Большинство же из нас, не успев встать с постели, сразу же сосредоточиваются на своих заботах: что предстоит сегодня сделать, какие проблемы необходимо решить, что удалось вчера, а что - в прошлом месяце. Неудивительно, что в течение дня  появляется достаточно неприятностей. Мы сразу же  опадаем в умственную паутину озабоченности. Не знаю, помогает  ли в чем-то немедленное автоматическое включение мыслей о проблемах, но беспокойство они наверняка усиливают.
Разумеется, это  упражнение можно делать не только утром. Его можно проделывать в любой момент, чтобы привести себя в порядок, усилить свой контакт с окружающим. Я часто называю его "запускающим упражнением", по аналогии с запуском насоса, перед тем как он начнет работать. В этом упражнении вы "запускаете", включаете свою целенаправленность и чувство контакта.
Момент начала утреннего упражнения, как я его понимаю, различен для разных людей. Если вы с трудом, как говорится, соображаете, пока не выпьете свою утреннюю чашечку кофе, вам, возможно, нужно позволить ее себе, прежде чем  выполнять упражнение.  Но если вы принадлежите к тем, кто начинает беспокоиться уже через две-три секунды после того, как открыл глаза, вам следует приступить к нему, прежде, чем вы начнете  беспокоиться. Задача состоит в том, чтобы выполнить его, не успев еще надеть на себя свою обычную маску и погрузиться в повседневные заботы.
В некотором отношении это упражнение похоже на "Музыкальное тело". Здесь тоже нужно систематически прочувствовать свое тело, но сам метод несколько проще. Это способ дать себе почувствовать, во-первых, что у вас есть тело, во-вторых, что ваше тело - это не только сознание того, что оно у вас есть, но и ощущение его, реальный контакт с ним. В-третьих, символическое значение этого состоит в том, что вы считаете свое "я" достаточно важным, для того чтобы потратить ради него десять спокойных минут в начале дня.
Это упражнение можно выполнять сидя или в какой-либо медитативной позе. Если вы боитесь снова уснуть, вы можете не ложиться, а просто сидеть в постели.
 
УКАЗАНИЯ К "УТРЕННЕМУ УПРАЖНЕНИЮ"
Итак, давайте проделаем его. Устройтесь удобно, закройте  глаза, расслабьтесь. Я проведу с вами утреннее упражнение. (Читатель  может получить большую пользу, если  будет читать это упражнение медленно и выполнять его, несмотря на то, что глаза при этом открыты.)
Сосредоточьте внимание на правой ступне. Я предлагаю вам открыть свое сознание ко всему, что вы можете почувствовать в своей правой ступне  в данный момент... и в другие моменты. Нет никакого особого ощущения, которое вам следовало бы искать или стараться вызвать. Просто нужно сосредоточиться на том, что есть. Вы можете почувствовать пустоту, как будто там ничего нет, либо это может быть покалывание, тепло или холод. Это может быть болезненным, нейтральным или приятным. Что бы вы ни чувствовали в своей правой ступне от момента к моменту, это нормально. Откройте свое сознание к прочувствованию того, что там есть, так ясно, как только можете.
Переместите свои ощущения на правую лодыжку. При этом вы можете по-прежнему быть сосредоточены на ступне. Но теперь сосредоточьтесь и на том, что происходит в лодыжке. Если вы мысленно унеслись куда-то, то вернитесь к тем ощущениям, которые в ней есть.
(Когда вы будете  делать упражнение сами, то по достижении хорошего контакта останавливайтесь на каждой части тела по нескольку секунд, чтобы прочувствовать, что там происходит, затем переходите к следующей части.)
Теперь переместитесь к правому колену и бедру и  прочувствуйте, что вы там ощущаете. После этого перенесите свое внимание на правую ладонь и зафиксируйте свои ощущения.
Теперь прочувствуйте правое предплечье, посмотрите, какие ощущения или, может быть, конфигурации ощущений имеют там место. Затем просмакуйте, так сказать, ощущения в верхней части вашей правой руки. Помните, что нет "правильных" или "неправильных" ощущений; надо просто чувствовать все происходящее от мгновения к мгновению, не думая об этом.
Теперь переместите свое внимание через все тело к верхней части левой руки и прочувствуйте то, что в ней происходит. Далее переходите ниже, к локтю и предплечью левой руки. Прочувствуйте левую кисть и  ладонь. Когда вы сосредоточиваетесь на той или иной части тела, не важно, что появляются ощущения в других частях. Не отдавайтесь им и не отвергайте их, не теряйте себя в них. Просто концентрируйтесь на той части, которой вы в этот момент заняты.
Левая кисть, ладонь и пальцы. Вслед за этим перемещайте внимание на левое бедро. Отметьте здесь свои ощущения. Теперь вниз, на левую лодыжку, и еще ниже - на левую ступню. Далее я предлагаю расширить фокус внимания и прочувствовать одновременно обе ступни и лодыжки... и оба бедра одновременно. Прочувствуйте обе ноги целиком.
А теперь еще больше расширьте свое внимание и, продолжая чувствовать ноги, прочувствуйте также и руки. Итак, вы ощущаете одновременно и руки, и ноги.
Продолжая чувствовать и то и другое, добавьте активное слушание имеющихся в этом зале звуков.
Слышание  превалирует над кинестетическими ощущениями, то есть ощущениями, связанными с телодвижениями, так что большая часть вашего внимания уделяется именно слушанию. Я предлагаю вам одновременно слушать и чувствовать и руки и ноги, слушать в том смысле, что вы открыты к тому, чтобы услышать те звуки, которые могут быть услышаны в данный момент. Вы не услышите тут ничего особенного, и вам не нужно слушать каким-то особенным образом, просто слушайте и чувствуйте свои руки и ноги.
Такое слушание и одновременное чувствование рук и ног (или всего тела) может быть уже само по себе полезной формальной медитацией, но мы сделаем это полуминутной частью утреннего упражнения.
Через некоторое время я попрошу вас еще больше расширить объем своего внимания и медленно открыть глаза, продолжая одновременно с этим активно слушать звуки и чувствовать свои руки и ноги.
Зрительное восприятие мира - наше доминирующее чувство, так что оно займет большую часть внимания, примерно 50 - 60 процентов. Наверное, около 30 процентов займет слух и около 10 процентов - ощущения в руках и ногах.
Итак, медленно открывайте глаза, продолжая ощущать руки и ноги и слушать звуки, которые здесь имеют место.
Теперь, когда вы открыли глаза, я предлагаю вам посмотреть на все активно. То есть не просто таращиться на что-то, а активно, с любопытством рассматривать какой-либо предмет в течение нескольких секунд и затем на несколько секунд перевести глаза на что-нибудь другое.
Я в шутку называю это "техникой бегающих глаз", то необходимо, когда вы начинаете практику. Если вы долго смотрите на что-нибудь, в вашем уме появляется нечто вроде тумана. Смотрите осознанно, не  просто устремляйте взгляд в определенную сторону. Смотрите сначала на одну вещь, потом через несколько секунд на другую.
ПРИСУТСТВОВАТЬ - ЗНАЧИТ ЧУВСТВОВАТЬ, СМОТРЕТЬ И СЛУШАТЬ
Категория: Учителям | Просмотров: 539 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz