Многое в поведении ребёнка может быть понятно, если
знать и учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Для каждого
возраста характерны свои особенности.
В младшем школьном возрасте у детей появляется
способность составлять внутренний план действий (т. е. действовать с помощью
понятии в уме); способность отражать в своём сознании самого себя и своё
поведение (т.е. иметь представление о том, как воспринимают тебя другие,
размышлять о своих поступках). Развитие этой способности меняет взгляд детей на
окружающий мир, заставляет, может быть впервые, не только принимать на веру всё
то, что они в готовом виде получали от
взрослых, но и вырабатывать собственные взгляды и мнения. Для младшего школьник
наиболее значимой является личность учителя, он главный для него авторитет.
Одноклассников он воспринимает «через учителя»; через его оценки и отношение к
ним.
К началу подросткового возраста учебная деятельность
теряет своё ведущее значение. На первый план выступает стремление занять «своё
место» среди сверстников. В то же время во взаимоотношениях со взрослыми
наблюдается своеобразный «кризис».
Однако, нужно понимать, что уход подростка « к своим» -- это всего лишь
естественная фаза его развития. Это пройдёт, если не вмешиваться, не проявлять
насилие.
Что характерно для этого возраста:
1.
Активность в
общественной жизни, но в то же время снижение успеваемости и охлаждение к
учёбе.
2.
Острое и
болезненное ощущение несправедливости , но требование справедливости доходит до
максимализма, что иногда приводит к жестокости.
3.
Появляется
интерес к какой—либо области знаний, но в то же время наблюдается склонность к
частой смене своих увлечений.
4.
Возникает чувство
взрослости, но чаще всего подросток подражает только внешним признакам
взрослого, которые не всегда являются положительными.
5.
Эмоциональность,
иногда чрезмерная эмоциональность приводит к непродуманным действиям, к
неправомерной критике товарищей, родителей.
Девочки в этом возрасте отличаются от
своих сверстников мальчиков. Они реже уходят от общения, но наиболее
чувствительны к своей внешности, несоответствию стандартам женской красоты, соответствия,
естественно ещё нет—рановато, и это обстоятельство очень тревожит девчонок.
Поэтому спекулировать на этом беспокойстве
взрослым в «воспитательных целях»
не стоит.
Старшего подростка отличает от младшего
выравнивание физиологического фона организма. Следствием этого становится перемена
стиля поведения подростка. На первое место выдвигается потребность в
энергетической разрядке. Поэтому многие молодые люди усиленно начинают посещать
спортивные секции; ходить в тренажёрные залы.
Как и младший, так и старший
подросток обнаруживает полную нетерпимость
к проработкам, особенно публичным, и особенно с высоты взрослого авторитета. Но при всей видимой задиристости,
агрессии ребёнок испытывает сильнейшую потребность в доброте близких ,и
эмоциональном комфорте. Именно на этот возраст приходятся самые резкие
колебания самооценки со склонностью к её занижению, самая острая реакция на
неудачу , практически отсутствует выносливость к эмоциональным перегрузкам.
Отсюда особая чувствительность к семейным разладам; потребность гордиться
своими родителями; поиск идеала; интерес ко всему, связанному с качествами
личности.
В целом можно сказать, что на протяжении
4-5 подростковых лет идёт переход от потребности в эмоциональных контактах (у
младших ребят) до становления собственных принципов поведения; мировоззрения.
Этот процесс идёт неровно, иногда с существенными отклонениями от средних
темпов и во многом зависит от того, какую
позицию по отношению к детям займёте вы, взрослые.
|