Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:31
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Психогеография
13:11
Психогеография

Одна из целей учителя при работе на уровне окружения состоит в том, чтобы создать благоприятное окружение для достижения учащимся желаемых результатов. Психогеография помогает раскрыть влияние, оказываемое микрогеографическим положением и взаимоотношениями на психические процессы отдельного ученика и межличностные отношения учащихся. «Психогеография» отражает тот факт, что пространственные отношения между членами группы оказывают важное влияние на групповой процесс и взаимодействия между членами группы. Пространственные отношения людей оказывают физическое и символическое влияние на взаимодействие между членами группы. Психогеография помогает создать своего рода «схему» отношений между людьми, определяя тип и качество взаимодействия.

  Рассмотрим простейший случай взаимодействия двух человек. Если они стоят лицом друг к другу на близком расстоянии, эта психогеография будет создавать и поддерживать прямое и, по всей вероятности, интенсивное взаимодействие между людьми (либо положительное, либо отрицательное). Если эти люди отодвинутся друг от друга, интенсивность взаимодействия, по всей вероятности, уменьшится. Если они встанут бок о бок, характер их отношений и взаимодействия, скорее всего, немного изменятся. Такие люди станут более похожими на партнеров или членов команды, сосредоточенных на общем направлении действий или одной задаче, а не друг на друге. Если один человек стоит немного позади и в стороне от другого, он, скорее всего, начнет входить в роль поддерживающего лица по отношению к другому.

Для учителей важно учитывать влияние их собственных физических взаимодействий со своими учениками. Также они должны помочь ученикам осознать, как такие физические взаимодействия затрагивают их взаимодействия с другими людьми.

Тот же самый механизм, или «схема», присутствует и в поведении больших групп и влияет на это поведение. Используя психогеографию, можно многое сказать о качестве взаимодействия и отношений между людьми.

Круговая психогеография фокусирует людей на их межличностных отношениях, равномерно распределяя взаимное внимание между всеми членами группы и подразумевая их равный статус. С другой стороны, когда люди сидят за прямоугольным столом, это создает ощущение иерархии. Внимание обычно направлено к человеку, сидящему во главе стола, который, как правило, имеет самый высокий статус; за ним следует человек, сидящий справа от него, и затем – слева от него.

Расположение людей полукругом направляет внимание членов группы на то, что находится перед полукругом. Такое расположение подразумевает равенство статуса людей в полукруге, предпринимающих действия или достигающих согласия относительно того, что находится перед ними. Группа людей, сидящих бок о бок на прямой линии, также подразумевает общий фокус для всех членов группы, но такое расположение значительно уменьшает возможности взаимодействия между людьми. Они действуют, но не «взаимодействуют» как группа.

Для стимулирования продуктивности определенных типов групповых процессов можно организовать и использовать различные виды психогеографии. Круг, например, является эффективной психогеографией для того, чтобы изобретать или проводить «мозговой штурм», поскольку он усиливает взаимодействие между членами группы. Он подразумевает, что все члены группы, и таким образом все идеи, имеют равную ценность, и люди могут «подбрасывать» идеи друг другу и быстро добавлять что – нибудь новое к идеям других людей, не слишком сосредоточиваясь на отдельном человеке или идее.

Полукруг – наиболее эффективная психогеография для «понимания», или планирования, того, как реализовать конкретную цель или мечту. В полукруге люди будут рассматривать себя как равных, но их внимание будет направлено в определенную точку. Идея или план отделены от какого – либо члена группы и становятся общим центром внимания членов группы. Значение такого расположения состоит в том, что члены группы больше сосредоточены на задаче, чем на отношениях между собой, поэтому они способны быстрее достичь согласия.

Психогеография, в которой члены группы расположены вдоль одной линии и сидят рядом друг с другом. Как будто они присяжные заседатели, рассматривающие некую цель или идею, лучше всего подходит для критики или оценки. Близость членов группы предполагает, что каждый человек – часть одной группы. Члены такой группы, однако, будут намного более склонны реагировать в соответствии с собственной точкой зрения, не стараясь соответствовать реакциям других членов группы.

Важно, чтобы окружение соответствовало тем типам действий, в которых будет участвовать ученик.

При подготовке к уроку учитель должен задать себе (и ответить на) следующие вопросы:

§   Какой тип окружения я хочу создать для своих учащихся (учащегося) на этом уроке?

§   Какой тип динамики взаимодействий (исследовательский, «мозговая атака», открытый, сосредоточенный, рефлексивный и т.д.) необходим учащимся (учащемуся) на этом уроке?

§   Какой тип обстановки (наличие и положение столов, стульев, плакатов, доски, проектора и т.д.) будет наилучшим образом способствовать этой динамике?

§   Какой тип психогеографии будет больше поддерживать ученика или группу учащихся в успешном достижении желаемого результата на уроке?

§   Как я расположу учащегося (учащихся) относительно:

- себя;

- плакатов, доски, проектора и т.д.;

- других учащихся?

«Ангел хранитель»

Роль учителя при работе на уровне окружения можно до некоторой степени уподобить роли «ангела хранителя» - того, кто на расстоянии присматривает за учеником и защищает его. Задача учителя состоит в том, чтобы оказывать поддержку и поощрять учащегося. Обычно такие «ангелы – хранители» поддерживают человека, собирающегося участвовать в ситуации межличностного взаимодействия. Учитель поддерживает ученика различным образом, в том числе:

ü  обеспечивает удовлетворение физических потребностей ученика (проверяет, имеет ли его ученик удобное место в кабинете, пишущие принадлежности, и т. п.);

ü  физически гарантирует безопасность, отсутствие помех, хорошую слышимость, четкие сроки выполнения заданий и т.д.;

ü  невербально поддерживает идеи и действия ученика, кивая, улыбаясь, смеясь и т.д.;

ü  вербально поддерживает ученика, искренне произнося следующие слова: «Замечательно», «Да» и т.д.

Учитель на расстоянии постоянно поддерживает своих учащихся во время работы разными способами. Он ободряет своего (своих) учащегося (учащихся), подает ему (им) сигналы поощрения и таким образом поддерживает его (их) рабочий настрой.

 

Метафора

Иногда учителя не имеют опыта непосредственной работы с определенным контекстом или окружением, в  котором оказываются их учащиеся. Одним из способов решения подобного типа проблем является использование метафоры или аналогии. Метафоры и аналогии позволяют провести параллели между одним окружением или событием и другим.

По мнению антрополога и теоретика коммуникации Грегори Бэйтсона, способность находить аналогии – это функция абдуктивного мышления, которое Бэйтсон противопоставлял процессам индуктивного и дедуктивного мышления. Бэйтсон утверждал, что абдуктивное мышление, или мышление по аналогии, приводит к большей творческой активности и является источником мастерства и гениальности.

Таким образом, дополнительное преимущество использования метафор и аналогий заключается в том, что они могут помочь нам понять некоторый процесс или явление, а также выявить и оценить наши первоначальные допущения.

Метафоры, используемые учителем, важны для понимания учащимися ситуации или явления, часто активизируют творческий процесс и помогают увидеть ситуацию с другой точки зрения.

Категория: Учителям | Просмотров: 582 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz