Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 17:51
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Приемы работы с учащимися по логическим уровням
13:10
Приемы работы с учащимися по логическим уровням

Один из выдающихся философов и антропологов 20 столетия Грегори Бэйтсон, предложил концепцию «Уровней обучения». Позднее работы Г.Бэйтсона были дополнены Робертом Дилтсом, в результате чего им была создана завершенная модель, получившая название «Логические уровни». Именно она становится в настоящее время базовой для анализа процессов познания как в рамках одной конкретной личности, так и педагогической системы и модели школы, реализуемой в практике современного образования.

Данная модель может быть вкратце описана следующим образом (ниже «логические уровни» представлены в иерархическом порядке, начиная с самого высшего):

-     «Сверхцель» / предназначение / смысл жизни;

-     Личностное своеобразие / «я – концепция» / «самость»;

-     Ценности / убеждения;

-     Способности / стратегии;

-     Поведение / действия / состояния / навыки;

-     Окружение / социальный контекст / образовательное пространство.

Каждый уровень функционирует, интегрируя нижний уровень и влияя на него. Наборы изменений или действий на любом конкретном уровне также будут влиять на верхний уровень.

Знание закономерности, в соответствии с которой простроены иерархические ступени этой пирамиды, открывает принципиально новые возможности понимания структуры и динамики процессов обучения, позволяет целенаправленно влиять на них, помогая осознать эффективность всего комплекса воздействий, который педагоги и психологи предлагают в качестве инструментария.

В свете концепции логических уровней личностно – ориентированное образование – это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты. Целью образовательного процесса является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется «внутренняя модель мира» - при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий ребенка.

В период активного развития личности и формирования логических уровней действует диалектический закон перехода количественных изменений в качественные. Так, поведенческая активность и разнообразие действий со временем превращаются в укоренившуюся привычную последовательность действий. В результате более рациональный способ поведения выступает в виде некоторого обобщения, в процессе создания которого произошел отсев всего ненужного, а некоторые шаги укрупнились или детализировались, т.е. произошло обобщение поведения до уровня стратегий и действий. После того как в личности активизируются процессы формирования «я – концепции», начинает действовать обратная закономерность. Уровень предназначения / миссии или личностного своеобразия начинает определять дальнейшее формирование ценностей и убеждений. А они, в свою очередь, определяют появление необходимых для дальнейшего роста стратегий, типов поведения и т.д., завершая необходимыми изменениями в окружении.

Таким образом, определение логического уровня, на котором находится «сложность» ребенка, представляет собой ключ к ее решению и помогает определить необходимые изменения, в которых действительно нуждается ребенок. Это является принципиально важным для конструирования новых личностно – ориентированных образовательных технологий.

Например, если мы имеем дело с отставанием в обучении, то, в первую очередь, для педагога будет важно определить, к какому логическому уровню относится данная проблема. Учителя часто говорят родителям: «У вашего ребенка с памятью не все в порядке!» Но память – это не вещь, которую можно добавить или убрать легким перемещением деталей, как в компьютере, - это определенная стратегия внутренних мыслительных операций, способность, которая может быть описана в конкретных внутренних операциях мышления.

Применение модели логических уровней в рассмотренной нами ситуации позволяет сделать вывод об изменениях, в которых нуждается ученик. В данном примере – это уровень способностей и стратегий. Применив закономерность, выявленную Бертраном Расселом для различных уровней обобщений, можно говорить о том, что воздействие будет системным лишь в том случае, если изменения начнутся как минимум с логического уровня ценностей и убеждений и завершатся «окружением».

Необходимо выстраивать стратегию взаимодействия, привлекая те значимые и актуальные ценности ребенка, которые могут быть включены в данную ситуацию; способствовать формированию системы убеждений, которая станет мощной опорой, верой в собственные силы и в эффективность предлагаемых способов изменений, в получение позитивного результата. Необходимо также разработать четкую и ясную мыслительную и поведенческую стратегию решения задачи, а затем перевести ее на очень конкретный уровень поведения, конкретных действий, не упуская из внимания существование соответствующего контекста данных действий на уровне окружения.

На разных логических уровнях перед учителем стоят разные задачи.

Задача учителя на уровне окружения состоит в том, чтобы обеспечить необходимую поддержку, которая поможет учащимся успешно расти и развиваться. Учитель должен убедиться, что имеется все необходимое, и что нет никаких ненужных отвлекающих факторов или помех извне.

На поведенческом уровне, учитель помогает  ученику в достижении или улучшении конкретных поведенческих результатов. Эти методы направлены на помощь в более глубоком раскрытии учеником своих внутренних ресурсов и способностей, а также в развитии осознанной компетентности. Они включают выявление и закрепление способностей учащихся через внимательное наблюдение за ними и обратную связь, а также помощь в координации действий учащегося  с действиями его одноклассников. Учитель наблюдает за поведением учащихся и дает им советы и указания по поводу того, как лучше действовать в определенных контекстах и ситуациях.

Обучение касается помощи, оказываемой ученику в развитии его  когнитивных навыков и способностей. Учитель помогает учащимся развивать новые стратегии мышления и действий. При обучении акцент преимущественно делается на новом материале, а не на прошлых результатах.

Задача учителя на уровне «Ценности / убеждения»: руководство учеником в процессе раскрытия его собственной неосознанной компетентности и преодоления внутреннего сопротивления и помех с помощью веры в него и подтверждения его позитивных намерений. Учителя помогают сформировать убеждения и ценности ученика или повлиять на них позитивным образом, «резонируя « с внутренней мудростью растущего человека, высвобождая  или раскрывая ее, часто на собственном примере.

Уровень «Личностное своеобразие / «я – концепция» / «самость»- это уровень формирования идентичности другого человека. Учитель включает поиск внутреннего потенциала в ученике и бережное отношение к нему. Деятельность учителя сосредоточена на развитии идентичности и основных ценностей учащихся. Эффективное развитие достигается через передачу таких сообщений: Вы существуете. Я вижу вас. Вы ценны. Вы важны/особенны/уникальны. Вас принимают. Вы часть единого целого. Вы можете внести вклад в общее дело. Хороший учитель создает контекст, в котором ученики могут действовать, расти и прогрессировать. Учитель  обеспечивает условия, контакты и ресурсы, которые позволяют какой – либо группе или отдельному ученику сосредоточиться на своих способностях и навыках, развивать и использовать их.

«Сверхцель» / предназначение / смысл жизни. Этот уровень выходит за рамки обучения и включает уровень видения, миссии и духа. На этом уровне важно поддержать ученика, обеспечивая атмосферу и переживания, которые позволяют ему наилучшим образом понять, что такое любовь, он сам и его душа. «Пробуждение» человека осуществляется через его собственную целостность и конгруэнтность. Учитель подводит учащихся к пониманию видения их миссии через осознание своего собственного видения и своей миссии.

Категория: Учителям | Просмотров: 519 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz