Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:05
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Работа учителя по формированию образа результата
13:10
Работа учителя по формированию образа результата

Начинается новая тема. Но прежде, чем пойти дальше, нам нужно знать, чего ученик хочет и считает, «что это хорошо». Пока же ученик не знает, чего хочет, или не знает, хочет ли он того, чего хочет.

Так чего же он хочет?

Во – первых, - и об этом надо постоянно помнить – мы должны добиться, чтобы ученик высказывался о том, чего он хочет, а не о том, чего не хочет.

Часто при определении цели ученики сильно задумываются. И возникает соблазн подсказать. А не надо. Надо еще спросить. Вопросы делу не повредят, как масло каше.

И следить за позитивностью формулировок необходимо на протяжении всего разговора о будущем результате. Пусть ученик привыкнет к тому, что у него будет. В идеале нужно, чтобы он не просто этого захотел, и захотел сильно. Чтобы у него появилась перспектива.

Для многих учеников этого достаточно. Дальше они справятся сами. Кому – то нужна поддержка, кому – то разобраться в причинах своих трудностей, кому – то – понять, «что дальше».

Словом, мы не идем дальше, пока ученик не скажет нам, что у него «будет», «станет», «появится», «получится» и т.д. Мы отсекаем все попытки вернуться к противопоставлению из разряда «чтобы не…».

Ученик говорит чего он хочет. И не в форме «хотя бы» или «и так сойдет», а именно так, как действительно хочется. Пусть он полюбуется на то, что получилось, привыкнет, погордится своим будущим результатом. И мы порадуемся вместе с ним. И разделим его энтузиазм.

Потому, что будущий результат – это награда, за которую ученик должен заплатить силами, нервами, временем и зачастую болезненными переменами. Так пусть награда этого стоит.

Очень важно, чтобы в формулировке результата отчетливо прослеживалась активная позиция. То есть это должен быть результат, которого ученик добьется сам. Сделает, а не просто получит. Заработает.

Ученик может видеть весьма радужные картины, но игнорировать необходимость приложения собственных усилий. И в этом надо помочь. Результат должен относиться к ученику лично и зависеть от него.

Результат должен зависеть от инициативы самого ученика. И весь путь к его достижению должен опираться на действия самого ученика.

Не «как только, так сразу», а «знаю, с чего начать, и только от меня зависит, когда и как я начну».

И здесь для многих учеников наступает «момент истины»: не будет мановения волшебной палочки. Будет работа. Хотел результат? Подтвердил, что готов для этого напрягаться? Вот и пришла пора.

С четкого описания самых первых шагов к цели начинается разговор о конкретике. Мы, занудно спрашивая о подробностях, помогаем ученику четко, в деталях и подробностях, в красках и звуках (и прочих ощущениях) представить себе каждый последующий шаг, все промежуточные цели, точные сроки и, наконец, весь результат целиком. Кстати, это единственный способ или есть и другие? А какие?

Здесь результат – уже не ясное пятно на горизонте, не сияющее нечто, что манит к себе неотвязно. Это отчетливый образ будущего: кто, где, с кем, в каком настроении, какого цвета и т.д.

Наконец, когда ученик описывает все это уже довольно бойко, мы просим дать четкие критерии, которые послужат подтверждением: да, результат получен.

Отлично. Теперь самое время поговорить о своем потенциале: «Кто, что и как именно мне поможет?» Еще это называют ресурсами человека. Учитываем все: свои способности, возможности друзей и близких, доступность информации, хорошее здоровье, время, богатую эрудицию и артистические способности, силу воли и т.д.

Потому что часто проблема лишь в том, что ученик не учитывает своих возможностей. «Я не красив и ничего тут не поделаешь…» Поделаешь! Есть еще обаяние, хороший голос, тренированное тело, чарующие стихи…

Теперь важно уяснить границы будущего счастья (цели). Размеры. Дело в том, что безграничное счастье (цель) требует безграничных ресурсов, то есть может показаться совсем недостижимым (недостижимой).

И снизить общую мотивацию к учебе.

А вот на понятный, определенный размер ресурсы набрать вполне можно. Если цель глобальна, нужно помочь ученику разбить ее на последовательность более мелких, поставим временные и прочие рамки, чтобы весь поход к цели состоял из пусть маленьких, но успехов, достижений и удач.

Успехи усиливают веру в себя. И наоборот. Есть такое правило: ближайшую цель надо ставить близко к пределу возможностей, но все – таки в этих пределах. А потом – следующую. И каждое достижение увеличивает возможности, и граница возможного раздвигается. Вот уже можно ставить цели и поглобальнее. Потому, что они достижимы.

И, наконец, когда результат обрисован «весомо, грубо, зримо», когда ученик знает про него все, нам нужно проверить долгосрочную приемлемость такого результата для самого ученика. И мы просим его представить свою жизнь тогда, когда описанный результат в его жизни уже есть. Представить разные области, а не только те, на которые результат влияет прямо. (Окружающие? Самооценка? Отношения с родителями, одноклассниками, учителями?) Что тут изменится? Если изменится, то, устраивают ли эти изменения?

Если не устраивают, уточняем на предыдущих шагах, исправляем, добавляем.

Все в порядке? Это – именно то, что нужно? Здесь важна пауза. Фактически ученик именно сейчас начинает основную работу, пускается в путь. Важно, чтобы маршрут был максимально точен.

Все равно будут поправки на ходу, но не хотелось бы разворачиваться на 180 градусов, когда «казалось, мы у цели».

Ученик отвлекается от своего «плохо» и начинает ориентироваться на «хорошо». Если, случится так, что он все сделает, а в итоге получит что – то не свое или неприемлемое, то все его «плохо» может накрыть человека снова.

А учителю он верить уже не будет.

Резюме:

Поддерживая контакт и опираясь на выявленную суть, на третьем этапе мы помогаем ученику сформировать цель – тот результат, который 
Категория: Учителям | Просмотров: 483 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz