Формирование личного стиля учителя требует от него
инвентаризации имеющегося у него опыта, накопленных приемов, техник,
технологий. Более того, он должен знать приемы и способы достижения результата
в профессиональной деятельности.
У многих учителей желание внести изменения в свою
жизнь возникает с особенной силой только тогда, когда они видят, что их
теперешние способы и приемы не работают. Это - «мотивация избегания
неприятностей».
Опыт свидетельствует о том, что люди обладают всеми ресурсами,
необходимыми для достижения желаемого, но зачастую они просто не верят в это,
или не знают что это за ресурсы, и как их активизировать. Это же касается и
учителей. Для повышения результата учебной деятельности, укрепления физического
и психологического здоровья учителю важно знать факторы, влияющие на достижение
им успеха в профессиональной и личной сфере. Среди них: личностный потенциал,
личный стиль, личный баланс, умение строить взаимоотношения с окружающим миром
и самим собой. Ниже приводится ряд техник, являющихся мощными инструментами для
саморазвития учителя.
Личностный
потенциал.
Несколько положений, способствующих развитию вашего
потенциала.
1. Когда вы хотите чего – то настолько, что делаете это
своей целью.
2. Когда у вас есть достаточно информации, организованной
в виде доступных и практически полезных разделов, - информации о внешнем и
внутреннем состоянии учителей, достигших профессионального мастерства.
3. Когда вы разделили вашу цель на цепочку этапов,
соединяющую текущее положение дел с желаемым состоянием.
4. Когда вы удерживаете направление движения к цели, будь
то благодаря внешней поддержке или с помощью самообучения.
5. Когда вы
находите способы получать удовольствие и награду от каждой стадии процесса.
Мы на самом деле не знаем, на что способны, но мы
знаем, что при правильных условиях мы способны на значительное развитие.
Упражнение:
1. Распаковка ваших мечтаний
1.
Подумайте о каком
– нибудь своем желании и спросите себя: что значит для меня иметь это?
Повторяйте вопрос после каждого получаемого ответа до тех пор, пока ответы не
перестанут приходить; почти наверняка вы придете к некоей цели, которая очень значима
для вас.
2.
Вновь обратитесь
к желаемому: единственный ли это способ достижения глубинной цели? Как еще вы
могли бы ее достичь? Зная свою глубинную цель, хотите ли вы теперь
удовлетворить исходное желание как таковое?
Упражнение:
2. Стремитесь к большему
Есть два полезных вопроса, которые стоит
поставить перед собой, если вы чувствуете себя в тупике или в каком – то
отношении не реализующим свой потенциал:
1.
Что удерживает
вас (от достижения этой цели)?
2.
Что произошло бы,
если бы вы ее достигли?
Упражнение:
3. Стремление к своей цели
1.
Выберите для
рассмотрения какую – нибудь свою цель, к которой вы не продвигаетесь или почти
не продвигаетесь. Спросите себя:
· Что удерживает меня от достижения этой цели?
· Что может произойти, если я достигну этой цели?
2.
Составьте список
практических и эмоциональных причин, которые могут мешать вам достигнуть этой
цели.
3.
Теперь опишите
свои чувства и практические результаты, которых вы можете ожидать в случае
достижения цели.
Личный стиль
Есть три инструмента, которые могут быть
полезны для исследования личного стиля, а так же оценки его преимуществ и
ограничений. Это моделирование, метапрограммы и сенсорная восприимчивость. В
качестве примера рассмотрим первый: использование моделирования.
Ключевой вопрос моделирования – «Как я
(Вы) они делают это?» Чтобы понять свой личный стиль, вы должны моделировать
самого (саму) себя, выступая одновременно наблюдателем и хроникером
собственного способа действий. Ваша задача состоит в том, чтобы построить
описание своего уникального стиля, ибо каждый из нас уникален в своем способе
функционирования, как внешнем, так и внутреннем.
Упражнение:
4. Ваш уникальный стиль
Опишите себя. Ниже дается ряд
незаконченных предложений, которые помогут начать вам эту работу.
· Я по – настоящему хороший…
· Для меня легко…
· Когда передо мной стоит некая задача, мой подход
заключается …
· Для меня трудно…
· Мне нравится…
· Я терпеть не могу…
· Меня беспокоит…
· Я не очень хороший…
· Меня хвалили за…
К чему вы склонны: «видеть картинки в
голове», или «слышать, как оно есть», или «чувствовать, в чем дело»?
Ответы на эти вопросы в профессиональном
и личностном плане помогут учителю сформировать свой уникальный стиль.
Успешные люди знают свой стиль: они
опираются на сильные стороны и избегают чрезмерного давления на слабые.
|