Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 17:24
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Целесообразность дистанционного обучения
13:01
Целесообразность дистанционного обучения

Одна из главных задач обучения физике в школе – научить учащихся мыслить. Обучение должно быть активным. Чтобы обучать эффективно, нужно создавать условия, при которых ученик самостоятельно откроет для себя такую часть учебного материала, какую он максимально может открыть в определённых условиях.

В постановлении Совета Министров Республики Беларусь «Основные направления развития национальной системы образования» говорится о необходимости создания системы обучения, отвечающей задачам нового этапа развития общества [3]. Проводимые преобразования направлены на создание оптимальных условий для нравственного, интеллектуального, творческого и физического развития личности с целью подготовки подрастающего поколения к полноценной жизни в изменяющемся мире.

Можно сказать, что целью образования на современном этапе развития нашего общества является не только усвоение учащимися культурно-исторического опыта, но и прежде всего развитие у них личностных способностей к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание. Оно принимало различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения. До недавнего времени в нашей стране подобное обучение чаще всего сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Называлось оно заочным обучением и имело широкое распространение во всех вузах страны, в меньшей степени - в школьном образовании. В других странах для этих целей широко использовались наряду с печатными средствами возможности телевидения, видеозаписи.

В последние годы многие учреждения общего среднего образования, в том числе и наш лицей, обратили внимание на возможности использования компьютерных технологий  (сети Интернет) для организации дистанционного обучения, осознав, что оно обеспечивает эффективную обратную связь.

Дистанционное обучение – это специфичная форма, предполагающая использование средств, методов, форм обучения, взаимодействия учителя и учащихся, основанных на компьютерных телекоммуникациях и сети Интернет. Вместе с тем, как любая система обучения, она имеет тот же компонентный состав: цели, содержание, обусловлены действующими программами по предмету, методы, формы и средства обучения. Последние три компонента в дистанционном обучении обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только сетевые технологии или компьютерные телекоммуникации в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемые кейс-технологии, пр.).

Востребованность дистанционного обучения растет с каждым годом:

·         заметно растет количество учащихся старших классов, желающих изучать тот или иной предмет школьной программы на более глубоком уровне;

·         очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и других учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;

·         она дает возможность учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или, наоборот, углубить свои знания в интересующих их областях, что позволяет более качественно подготовиться к поступлению;

·         весьма полезна дистанционная форма обучения для учебных заведений нового типа (в частности лицеев). Она позволяет выявить одарённых учащихся на ранней стадии и, как следствие, пригласить их для дальнейшего обучения на старшей ступени в своё учебное заведение.

На основании вышеизложенного я считаю целесообразным использование дистанционного обучения в системе образования нашей страны. Создание электронного ресурса для оказания образовательных услуг дистанционно – веяние современного общества. Формирование самостоятельного критического мышления, умения работать с информацией требуют и новых форм обучения.  Практическое значение данной системы обучения и послужили основанием для выбора темы образовательного проекта: «Дистанционное обучение: проблемы, перспективы».

Цели и задачи проекта:

Цель проекта:

ü  Исследовать форму обучения через Интернет  - дистанционное обучение и разработать сайт для оказания образовательных услуг дистанционно.

Основные задачи проекта:

ü  Выявить оптимальные условия для развития дистанционного обучения в рамках лицея;

ü  Спроектировать модель интернет-сайта для оказания образовательных услуг дистанционно;

ü  Создать современные условия, позволяющие выявить одарённых детей в области физики путём внедрения дистанционного обучения на пролицейском уровне.

Участники проекта: учащиеся II ступени общего среднего образования Быховского района,  учащиеся лицея, учитель физики, информатики и астрономии.

Место реализации проекта: УО «Могилёвский государственный областной лицей №5» (г. Быхов).

Основные теоретические положения.

Для обозначения места в учебном процессе предлагаемого проекта необходимо определить базовые  теоретические положения организации дистанционного обучения.

Прежде чем обратиться к особенностям дистанционного обучения, важно определиться с понятием "обучение”, его отличием от понятий "образование” и "самообразование”. Обучение в дидактике понимается как взаимодействие учителя и учащихся. Образование – более широкое понятие, включающее в себя как систему обучения, так и самообразования. При этом полезно различать понятия "образование как система” и "образование как процесс”, соответственно понятиям "учебно-воспитательная система” и "учебно-воспитательный процесс”. Первые связаны с процедурой разработки, научным и технологическим проектированием. Вторые – с применением разработанных систем в реальной практике обучения, воспитания. Следовательно, когда мы говорим о процессе обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся. В этом принципиальное отличие процесса обучения в любой форме от систем и программ самообразования, самообучения, с которыми мы имеем дело при работе с курсами на видеокассетах, телевизионными и радио курсами, при работе с автономными компьютерными программами, программами на компакт-дисках. Даже в компьютерных программах, мультимедийных программных комплексах, интерактивных по самой своей сути, эта интерактивность заключена в самом средстве, в его технологии, но не в процессе обучения, т.е. во взаимодействии учителя и ученика.

В настоящее время нет метода обучения, который, бесспорно, был бы наилучшим, а возможностей качественного результативного преподавания предмета столько, сколько существует хороших преподавателей, т.к. обучение – больше искусство, чем наука.

Дистанционное обучение через Интернет - это форма обучения, сочетающая в себе преимущества очного и заочного обучения, при этом дает возможность учиться в удобное для себя время из любой точки земного шара. Дистанционное обучение через Интернет поддерживает достаточно эффективную модель обучения, обеспечивает индивидуальный подход к каждому участнику и создаёт виртуальное пространство для совместной работы слушателя и учителя.


 

Преимущества дистанционного обучения:

– доступность и открытость обучения: возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному человеку учиться практически всю жизнь;

– уменьшение затрат организаторов процесса обучения (помещения, персонал) и обучающихся (переезды, проживание, время);

– свобода и гибкость: доступ к качественному образованию, возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей, возможность выбора разных курсов, отсутствие влияния возрастного фактора, разнородности группы слушателей;

– технологичность: обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой;

– индивидуальность систем дистанционного обучения: обучающийся сам определяет темп обучения, изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания, при этом ученик становится более самостоятельным, мобильным и ответственным;

  документирование процесса обучения: у обучающегося может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором, и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.

Недостатки дистанционного обучения:

– отсутствие прямого, очного общения между обучающимися и преподавателем;

­– необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет;

– проблема аутентификации пользователя при проверке знаний;

– отсутствие постоянного контроля над обучающимися;

– высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы;

– высокая трудоёмкость разработки курсов дистанционного обучения;

– в условиях недостаточной мотивации - низкое качество дистанционного обучения, что закономерно в контексте существующих приоритетов – минимизации расходов.   

Категория: Учителям | Просмотров: 651 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz