Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:55
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Виды и параметры тестов
12:39
Виды и параметры тестов

Тесты могут быть классифицированы по следующим основаниям с выделением соответствующих видов:

1.  По процедуре:  стандартизированные;  нестандартизированные.

Многие специалисты – тестологи выступают против рассмотрения так называемых нестандартизированных тестов, т. к. считают стандартизированность необходимой особенностью, определяющей сущность теста. Однако в педагогике можно выделить ряд задач, которые можно решить с помощью ненормированных тестов (нестандартизированные по результатам). Требование же стандартизации для тестов школьных достижений является обязательным.

        2.По назначению:

·  общедиагностические (тесты личности по типу вопросников Айзенка, тесты общего интеллекта);

·  профессиональной пригодности;

·  специальных способностей (технических, музыкальных и т. д.);

·  достижений (произношения, тесты, предназначенные для оценивания результатов, достигнутых учащимися в процессе обучения и т. п.)

        3.По средствам, используемым в процессе тестирования:

·     бланковые (тесты ”бумага и карандаш”, в которых используются тестовые тетради или бланки, где испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы – вопросники личности, большинство тестов школьных достижений и др.);

·     предметные (в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность их выполнения зависит от скорости и правильности выполнения заданий – тест на сборку конструкций и др.)

·     аппаратурные (тесты с использованием устройств для изучения особенностей внимания, восприятия, памяти, мышления – ”детектор лжи” и др.);

·     практические (появились относительно недавно, похожи на лабораторные работы по химии, физике и пр., однако они снабжены соответствующими инструкциями и имеют тестовые оснащение).

         4. По количеству одновременно обследуемых людей:

·  индивидуальные (предназначены для работы психолога с каждым испытуемым в отдельности);

·  групповые (допускает одновременное тестирование нескольких людей – большинство тестов школьных достижений).

             5. По форме ответа на: устные;   письменные.

  6.   По ведущей ориентации:

·     тесты скорости (содержат простые задачи, время решения которых ограничено настолько, что ни один испытуемый не успевает решить все задачи);

·     тесты мощности или результативности (включают трудные задачи, время решения которых либо вовсе не ограничено, либо мягко лимитировано. Оценке подлежит успешность и способ решения задачи.);

·     смешанные (объединяют в себе черты двух выше перечисленных. В них представлены задания различного уровня сложности от самых простых до очень сложных. Время испытания ограничено, но достаточное для решения предлагаемых задач большинством обследуемых. Оценивается как скорость выполнения заданий, т.е. их количество, так и правильность решения. Именно к ним относятся большинство тестов школьных достижений.);

              7.По степени однородности задач:

·     гомогенные (имеют, как правило, одну шкалу; позволяют оценить одно свойство или качество личности; включают задания сходные по характеру, но различающиеся конкретным содержанием);

·     гетерогенные (многоразмерные) (имеют несколько шкал, которые позволяют оценить разнообразные характеристики личности и включают задания, отличающиеся как по характеру, так и по содержанию. К этим созданиям относятся современные тесты школьных достижений.)

8. По характеру действий:

·     вербальные (основаны на анализе собственных высказываний испытуемых – словесно-логические тесты, вопросники на проверку знаний и пр.)

·     невербальные (используют для обобщений и выводов иные признаки, кроме речи);

9.По направленности, т.е. по тому, что именно предполагается изучить с помощью данного теста:

·     тесты интеллекта (выявляют особенности интеллекта);

·     личностные тесты (позволяют изучить особенности личности испытуемого – тесты мотивов, тесты настроений и состояний и т.д.);

·     тесты достижений и др.

10. По виду нормирования:

·     ориентированные на статические нормы (тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых);

·     критериально–ориентированные (тесты, предназначенные для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного: уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности);

·     прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

·     нормированные.

11.По характеру ответов на вопросы:

·     открытого типа (со свободными ответами – когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.);

·     закрытого типа (с предписанными ответами – когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант);

Кроме того, выделяют следующие возможные варианты ответов, используемые в тестах школьных достижений.

1.  Открытого типа:

§  задания дополнения, (с ограничением на ответы, с заданными ограничениями) – испытуемый должен сформировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений;

§  свободного изложения, (свободного конструирования, без заданных ограничений) – испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, так как никакие ограничения на них в задании не накладываются.

2.  Закрытого типа:

§ альтернативных ответов – испытуемый должен ответить да или нет;

§ соответствия (на восстановление соответствия) – испытуемому предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;

§ множественного выбора (ответы с вариантами выбора) – испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;

§ исключение лишнего (устранение лишнего элемента, ’встретил лишнее - убери’);

§ аналогии – испытуемый должен выделить отношение аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);

§ последовательности (на завершение последовательности) – испытуемый должен завершить некоторую последовательность элементов.

Кроме классификации по приведенным выше одиннадцати основаниям, можно выделить объективные тесты (объективность оценки их результатов не предусматривает субъективных толкований тестирующим; к этой группе тестов относятся тесты школьных достижений) и проективные тесты (разработаны в рамках проективного подхода в психологии и допускают определенную субъективность при их толковании тестирующим).

Тесты достижений, как и другие тесты, можно классифицировать по большинству оснований приведенных выше. Тесты достижений среди прочих психодиагностических методик составляют одну из самых многочисленных групп. В свою очередь среди них выделяют:

¨   широкоориентированные, позволяющие оценить эффективность процесса по степени реализации одной из его основных целей, то есть степени освоения учащимися системы знаний, умений и навыков в ходе учебного процесса;

¨   узкоориентированные, направленные на выявление достижений учащихся в процессе освоения отдельных предметов, отдельных тем и т.д.

Таким образом, применение правильно построенных и соответственно выбранных тестов достижений позволяет получить информацию о соответствии знаний и навыков, усвоенных обучающимися, тому, что они должны были усвоить, помогает анализировать цели обучения, контролировать его содержание и методы и проводить соответствующие корригирующие программы обучения. Тесты достижений, как средство выставления оценок, хороши своей объективностью и единообразием; их содержание адекватно изучаемому предмету, они сводят на «нет» в процедуре оценивания действие случайных факторов.

Общие требования к тестам, делающие их научным методом, заключается в соответствии теста четырем критериям: 1) стандартизация – единообразия всех процедур проведения тестов, подсчета и интерпретации результатов; 2) нормировки – задания самого оценивающего стандарта для каждой процедуры; 3) надежности – стабильность оценок, получаемых при повторных испытаниях; 4) валидности (содержательной – логической, критериальной – эмпирической и конструктивной - теоретической) – такого качества тестов, которое отражает степень соответствия цели и результата тестирования.

Стандартизация. Тест определяется как стандартизированное измерение. Стандартизация подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста. Если показатели, полученные разными учащимися, должны быть сравнимы, то и условия тестирования должны быть одинаковыми для всех. Такое требование есть лишь конкретное применение требования контролируемости условий любого научного наблюдения. Чтобы обеспечить единообразие условий тестирования, создатель теста дает подробные указания по проведению каждого вновь разработанного теста. Формулирование таких указаний составляет основную часть стандартизации такого теста. Такая стандартизация включает точные указания относительно используемых материалов, временных ограничений, устных инструкций испытуемому, предварительного показа заданий, способов трактовки вопросов со стороны испытуемого и другие детали проведения тестов.

Нормировка. Одно из преимуществ, которыми обладают тесты по сравнению с другими видами измерений, - это то, что они нормированы. Следовательно, возможно сравнение показателя некоторого испытуемого с таковыми в генеральной совокупности или других релевантных группах, что в конечном счете дает возможность адекватной интерпретации полученного показателя. Таким образом, нормировка тестов особенно важна в тех случаях, когда осуществляется явное или неявное сравнение показателей испытуемых (при профориентации или отборе в целях обучения).

Тестовые нормы представляют собой установленные на базе репрезентативной выборки эмпирические усредненные количественные данные о результатах выполнения теста, полученные в стандартных условиях. Наличие норм позволяет определить характерные особенности шкал, установить место каждого испытуемого по отношению к другим для данного теста, установить статистически значимые сходства и различия между испытуемыми или группами испытуемых по одному и по разным тестам.

По широте охвата можно выделить следующие виды норм [19]:

¨      универсальные нормы – устанавливаются для широкого контингента людей и лишь в малой степени зависят от действия каких-либо признаков;

¨      национальные нормы – применяются для представителей конкретной страны и учитывают особенности культуры, норм и традиций обследуемых;

¨      региональные (локальные) нормы.

Кроме того, можно выделить нормы для различных групп: профессиональные, школьные и т.д. Как правило, школьные нормы являются основными для тестов школьных достижений и разрабатываются для каждой школьной ступени на основе школьных программ.

Надежность. Надежность теста показывает, насколько точно измеряет данный тест изучаемое явление, его «помехоустойчивость», насколько пригоден данный тест, действительно ли он выполняет свои функции.

Категория: Учителям | Просмотров: 983 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz