Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 15:56
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Мониторинг обучаемости учащихся
12:39
Мониторинг обучаемости учащихся

  Под обучаемостью  учащихся понимают  их восприимчивость к обучению. Содержание этого понятия может быть определено исходя из сути процесса усвоения учащимися  предметных знаний (общественного опыта). В этой связи под обучаемостью следует понимать уровень развития у учащихся психических процессов, обеспечивающих успешность осуществления восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

  Н. А. Менчинская [20]   исследуя роль   аналитико-синтетической деятельности учащихся, сравнений, ассоциаций, обобщений, опирающихся на конкретные данные, в процессе усвоения предметных знаний, а также значение самостоятельного поиска признаков усваиваемых понятий и способов решения новых типов задач в процессе усвоения      уделила большое внимание развитию обучаемости. В это понятие   она включила обобщенность мыслительной деятельности, экономичность мышления, самостоятельность мышления, гибкость мышления, смысловую память, характер связи наглядно-образных и отвлеченных компонентов мышления. Развивая в процессе обучения эти качества мышления, можно обеспечить развитие обучаемости, а на этой основе способствовать повышению эффективности процесса усвоения в целом.

Диагностическим материалом для выявления степени развития обучаемости учащихся могут быть выбраны тесты. Тесты способностей предназначены для того, чтобы получить сведения о развитии некоторых индивидуально-психологических свойствах и особенностей личности. Они в целом не характеризуют её общее интеллектуальное развитие.

Тесты достижений и тесты способностей имеют в своей основе анализ результатов деятельности. Различие между ними заключается в качестве показателей, на основе которых рассматриваются данные результаты: в первом случае это показатели уровня усвоения, выполнения, решения и т.д., во втором те же показатели, но уже в качестве признаков развития личности.

  Сравнить  обучаемость учащихся одного класса можно следующим образом:

1.Выбирается для усвоения учащимися в течение 7-8 минут учебный материал, включающий несколько структурных элементов физических знаний или ориентированный на один-два этапа познавательной деятельности

2.Моделируется учебный процесс по усвоению выбранного учебного материала.

3.Проводится актуализация базовых (исходных) знаний для усвоения выбранного учебного материала.

4.Реализуется созданная модель учебного процесса.

5.Демонстрируются   образцы применения  усвоенных знаний для объяснения природных явлений и решения физических задач.

6.Проводится диагностика уровня усвоения выделенных структурных элементов физических знаний

Диагностический материал должен включать 5 заданий на выявление всех уровней усвоения физических знаний (узнавания, запоминания, понимания, применения в стандартных применения в нестандартных ситуациях), приведенных в приложении 2.

Задания выполняются учащимися  в течение 10 минут или до тех пор, пока  с ними успешно справляются 3-4 учащихся из класса. По результатам выполнения предложенных заданий все учащиеся делятся на четыре группы:

·        с высоким уровнем обучаемости (выполнены все задания);

·        с средним уровнем обучаемости (выполнены 4 из 5 заданий);

·        с достаточным уровнем обучаемости (выполнены 2,3 из 5 заданий);

·        с низким уровнем обучаемости (выполнено менее двух заданий);

Для диагностики обучаемости учащихся могут быть использованы  тесты Ганса Айзенка на выявление коэффициента умственного развития.

[2,3] Разработаны и опубликованы 13 комплексных тестов  для диагностики умственного  развития человека. В каждом тесте испытуемому предлагается в течение 30 минут выполнить 40 заданий. Содержание одного из тестов приведено в приложении 4.  Коэффициент умственного развития (КУР) испытуемого определяется в следующем порядке:

·        по эталону решений заданий определяется количество правильно выполненных заданий;

·        по графику линейной зависимости коэффициента умственного развития испытуемого от количества верно выполненных заданий определяется значение КУР.

В практике работы средних общеобразовательных школ  для диагностики умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста применяется школьный тест умственного развития (ШТУР). Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): осведомленность (2 субтеста), аналогия, классификация, обощение,числовые ряды. Тест имеет две  две эквивалентные формы А и Б. [ 29]

Для правильного  проведения тестирования  необхдимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субътестов, не помогать учащимся  при выполнении ими заданий. Предлагается следующее время на проведение теста:

 

 

№ п/п

Название субтеста

Число заданий

Время выполнения (мин)

   1

Осведомленность 1

   20

      8

   2

Осведомленность 2

   20

      4

   3

Аналогия

   25

      10

   4

Классификация

   20

       7

   5

Обобщение

   19

       8

   6

Числовые ряды

   15

       7

Категория: Учителям | Просмотров: 715 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz