Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 17:51
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Мониторинг познавательных интересов к физике
12:38
Мониторинг познавательных интересов к физике

Познавательный интерес — важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. В познавательном интересе заключены возможности проникать в научные истины, добытые человечеством, раздвигать рамки познания, отыскивать новые пути и возможности более полного освоения человеком избранной деятельности, области познания.

Особенностью познавательного интереса является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом, совершает с большим пристрастием, более эффективно.

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является имманентно присущим человеку от рождения.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.

Познавательный интерес представляет собой ценное интегративное свойство личности. Интерес как интегральное образование не просто совокупность отдельных процессов, включенных в него, это особое качество, обеспечивающее духовное богатство личности, помогающее ей отобрать из окружающей действительности личностно значимое и ценное.

Влияние мотивационной сферы на познавательный интерес бесспорно, поскольку сам интерес выступает как непосредственный внутренний побудитель познавательной деятельности. Но интерес нельзя сводить к мотиву, его источник не в самозарождении из мотивационной сферы, а в объективной действительности, в которой осуществляется жизнедеятельность человека и развиваются его духовные потребности.

Как и общий феномен интереса, познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, которые в известной мере помогают более или менее точно определить состояние избирательного отношения ученика к предмету и степень влияния его на личность.

Любопытство элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимание человека. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной с занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.[27]

Любознательность — ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Как правило, любознательный школьник не ищет легких задач. Это связано со стремлением знать больше, чем дается обычно на уроке, выяснить вопросы, возникшие, например, в результате наблюдений. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.[27]

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, ясной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой лавное место занимают познавательные мотивы!

Он содействует проникновению личности в существенные cвязи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса и имеет достаточно высокие показатели и в учении.

Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьников, и это наиболее существенное его проявление. Опираясь на данные психологических исследований, можно подойти к проблеме познавательных интересов как сильному мотиву учения, который, постепенно становится устойчивым образованием самой личности, мощной побудительной силой ее деятельности и отдельных действий. В отличие от неясных и неосознанных влечений, желаний познавательный интерес всегда имеет свой предмет, в нем отчетливо выражена направленность на определенную предметную область, к более глубокому познанию которой школьник стремится.

В мотиве как побудительной силе личности выражено влияние на человека объективного мира, который не только отражается в его сознании, но и рождает определенное отношение к действительности. В процессе деятельности происходит трансформация, преобразование объекта цели в потребности, в мотивы самой личности. Таким образом, для образования мотивов недостаточно внешних воздействий. Мотивы должны опираться на потребности самой личности. Лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, значительность, закрепляется и утверждается в мотиве.

         Познавательный интерес становится ценнейшим мотивом познавательной деятельности, если школьник проявляет готовность, стремление совершенствовать свою познавательную деятельность, свое учение. Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

1. Познавательный интерес раньше других мотивов осознается школьником. «Интересно» и «неинтересно»— основные критерии оценки урока.

2. Познавательный интерес в сравнении с другими мотивами более точно выражает мотивацию учения, ясно понимается.

3. Познавательный интерес (как мотив) более доступен для наблюдения. Его легче обнаружить, распознать, вызвать. А следовательно, легче управлять его формированием.

Познавательный интерес как мотив личности имеет меньшую ситуационную привлекательность, чем интерес как средство обучения. Он побуждает учащихся заниматься увлеченно не только на уроке или в процессе подготовки домашних заданий. Под влиянием этого сильного мотива учащийся читает дополнительную литературу по интересующему его предмету, постоянно ставит перед бой вопросы, решение которых позволяет более глубоко подойти  к изучению предмета, находит источники удовлетворения своего интереса. К сожалению, учитель не всегда ставит перед собой задачу — сформировать познавательный интерес учеников как мотив их деятельности. Он чаще использует интерес как средство обучения, нередко считает необходимым и достаточным изучить программу, ставить ученика выучить материал.

5..Познавательный интерес является звеном в системе мотивации и не обособлен от других мотивов, которыми одновременно руководствуется учащийся. Он взаимосвязан с мотивами долга, ответственности, необходимости самоутверждения, с широкими социальными и коллективными мотивами и т.д.[30]

Однако взаимосвязь мотивации и познавательного интереса — явление более сложное. Прежде всего, следует определить место познавательного интереса в общей структуре мотивации: он может играть ведущую роль, а может быть и подчиненным у учащихся с ярко выраженной общественной направленностью или у отличников, которые руководствуются моральными мотивами, долгом ответственностью перед родителями или коллективом.

Изоляция познавательного интереса как мотива деятельности и поведения школьника — явление крайне нежелательное, а в иных случаях даже опасное. Оно может способствовать академизму, обособлению от общественных целей, от социальных мотивов, от надежного становления личности [30]. И тем не менее, входя в общую систему мотивации, познавательный интерес облагораживает, любую деятельность школьника, оказывая влияние на интенсивность и личностное отношение.

За последнее время, однако, появился еще один ракурс рассмотрения зависимости интереса к учению от мотивации. Эта новая попытка найти механизмы учения школьников основана на том, что мотивационная сфера является стержневой в личности: она обусловливает стиль поведения и эффективность деятельности. Анализ мотивации позволяет с большей определенностью судить о личности. Это лишний раз подтверждает, что мотивация создает основу направленности личности.

И вместе с тем интерес – это не только мотив деятельности, но и личностно интегральное и крайне сложное образование. Интерес формируется не только под влиянием внутренних факторов.

Характер мотивационной сферы, конечно, содействует развитию и формированию интереса школьника к учению, но считать мотивацию источником движения интереса неосмотрительно. Это значит игнорировать социальную детерминацию интереса.

В этой связи создание специальных педагогических ситуаций и использование определенных методических приемов, направленных на возбуждение внутренних противоречий и переживаний в учебной деятельности и стимулирования активности учащихся являются одним из важнейших условий формирования познавательных интересов.

Одним из условий стимулирования активности обучающихся является разъяснение им правил организации учебно-познавательной деятельности и необходимости использования рациональных способов и приемов выполнения учебных заданий.

Следующее педагогическое условие связано с необходимостью определения конкретных целей и задач по овладению содержанием образования. Цель обучения конкретизируется в образовательных, воспитательных и развивающих задачах.

В реальном учебном процессе цель и задачи обучения определяются с учётом следующих фактов:

·        требований учебных программ;

·        возрастных особенностей учащихся;

·        уровня подготовленности учащихся;

·        возможностей  педагога,  его  профессионального мастерства;

·        оборудования учебного кабинета и т.д.

Когда формулируются цели и задачи, учащиеся мысленно представляют, что они должны узнать и чему научиться на занятии. Тем самым создается ситуация, которая выводит обучающихся за пределы наличных знаний и концентрирует их внимание на достижении конкретных результатов учебно-познавательной деятельности.

Широкий круг педагогических исследований познавательных интересов школьников позволил сделать вывод, что это важнейшее личностное образование в школьные годы может служить индикатором общего развития учащихся. Оснований для такого утверждения немало:

·      познавательный интерес связан с основной фундаментальной деятельностью — с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить;

·     познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств;

·     познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к содержанию избираемой предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. По этим проявлениям можно судить не только об уровне актуального развития ученика, но и о его перспективах, о «зоне ближайшего развития», обнаруживающей себя в предпочитаемой предметной области знаний особенно ярко.[27]

Перспективы развития позволяют ученику целенаправленно использовать свободное время, свой досуг и различные виды деятельности для удовлетворения своих интересов (чтение, внеклассные, внешкольные занятия). Активный характер учебной и свободной деятельности в избранной области (увлеченность выполнением заданий, инициатива в обогащении, стремление к более глубокому изучению предмета, желание передать свои познания товарищам, использовать их во фронтальной работе учителя с классом) позволяет установить уровень познавательных возможностей и их связь с развитием интереса. Формирование познавательного интереса является актуальной проблемой обучения во всех возрастных группах. И в этой связи требуется создание дидактической системы, ориентированной на развитие познавательного интереса учащихся.

Категория: Учителям | Просмотров: 1509 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz