Парадигма личностно-ориентированного образования базируется на деятельностном подходе. Анализ научной
психологической и педагогической,
учебно-методической литературы [6,9,15,22,26] показывает, что деятельность определяется
как специфическая форма отношения человека к окружающему миру, содержание
которого составляет его целесообразное изменение в интересах людей.
Деятельность включает в себя цель, средства, результат, процесс.
Идея деятельности, с точки зрения деятельностного подхода, позволяет
рассматривать человека, знания, знаки, и
технические средства, отношения коммуникации, и отношения взаимодействия как
проявление и элементы деятельности. Функциональная структура деятельности может
возникнуть из рефлексивно-мыслительной "обработки" конкретного
процесса.
По
мнению С.Л.Рубинштейна, деятельность характеризуется следующими особенностями:
1) взаимодействие субъектов при выполнении деятельности; 2) взаимодействие
субъекта с объектом; 3) творческий характер; 4) самостоятельность выполнения.
Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности
субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и
направлена на достижение определенных результатов.
Побудительными причинами деятельности человека
являются мотивы - совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих
направленность деятельности. Мотив, побуждая к деятельности, определяет ее
направленность, т. е. определяет ее цели и задачи. Цель - это осознанный образ ожидаемого
результата, на достижение которого направлено действие человека. Целью может
быть какой-либо предмет, явление или определенное действие
Одним
видом деятельности является учение. Оно выступает как вид деятельности,
целью которого является усвоение человеком знаний, умений и навыков. С.Л.Рубинштейн определяет учение как
"совместное исследование, проводимое учителем и учеником",
исследование как творческий процесс познания мира, себя и бытия в мире.
Творческий процесс совместной деятельности двух (нескольких) субъектов по
поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между
ними культурных ценностей, результатом которой является формирование
мировоззрения, - исследовательская деятельность.
Исходным
моментом в учения является потребностно-мотивационный аспект. Познавательная
потребность является, с одной стороны, предпосылкой деятельности учения, с
другой стороны - ее результатом - сформированным мотивом. Учение только тогда
является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную
потребность.
Второй аспект, характеризующий учебную деятельность, связан
с рассмотрением ее составляющих структурных компонентов. В учебной деятельности
выделяется ее предмет, средства, способы, продукт, результат действия,
структура.
Каждая деятельность характеризуется по ее предмету. Парадокс
учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, человек ничего в них
не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности является сам субъект,
осуществляющий эту деятельность. Самое главное в учебной деятельности - поворот
на самого себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.
Основным понятием всех теорий учебной
деятельности является усвоение. Усвоение, представляя собой сложное,
многозначное понятие, может трактоваться с точки зрения разных подходов:
·
усвоение - механизм, путь формирования человеком
индивидуального опыта через приобретение социально-культурного общественно-исторического
опыта как совокупности знаний, обобщенных способов действий (умений и навыков),
нравственных норм, этических правил поведения;
·
усвоение - это
сложная интеллектуальная деятельность человека, включающая все познавательные
процессы, обеспечивающие прием, смысловую обработку, сохранение и
воспроизведение принятого материала;
·
усвоение - это
результат учения, учебной деятельности.
В самом общем виде
усвоение определяется как процесс приема, смысловой переработки, сохранения
полученных знаний и применения их в новых ситуациях решения практических и
теоретических задач, т. е. использования этих знаний в форме умения на основе
этих знаний решать новые задачи.
В психологии разработано несколько концепций
усвоения знаний, среди
которых теория поэтапного формирования
умственных действий. [7,24]. В
соответствии с этой теорией имеется пять этапов усвоения новых действий:
1.Предварительное ознакомление с
действием, с условиями его выполнения.
2.Формирование действия в материальном (или материализованном с помощью
моделей) виде с развертыванием всех входящих в него операций.
3.Формирование
действия как внешнеречевого (формирование
действия во внешней речи).
4.Формирование
действия во внутренней речи;
5.Переход его в
глубокие свернутые процессы мышления.
Вся эта цепь умственных действий обеспечивает переход действий из внешнего плана во
внутренний.
В качестве компонентов
усвоения в психологии отнесены:
1. Положительное отношение учащихся.
2.Процесс непосредственного
чувственного ознакомления с объектом.
3.Мышление как процесс активной
переработки воспринятой информации.
4. Процесс запоминания и сохранения
полученной и обработанной информации.
В процесс усвоения
включаются восприятие материала, его осмысливание, его
запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им
пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя.
Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов или
явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В восприятие входят не только данные непосредственных ощущений ученика, но и данные его
прежнего опыта. Восприятие, в отличие от ощущений, в которых отражаются лишь
отдельные свойства раздражителя, отражает предмет в целом, в совокупности его
свойств, предполагает узнавание предметов и
явлений, отнесение их к определенным группам, известным ученику по его прежнему опыту. В процессе обучения происходит восприятие не только предметной
наглядности, но и знаковых ее форм. Современный
подход к процессу усвоения предполагает не пассивное, а активное самостоятельное восприятие учебной информации и жизненной реальности. [22; 24]
При организации
восприятия как целенаправленной деятельности, то есть наблюдения, необходимо
исходить из того, что наибольшей пропускной способностью обладает зрительный
анализатор. Однако в обучении пропускную способность регулирует не сам
анализатор, а мозг, поэтому, как установлено в экспериментах и подтверждено
опытным путем, на одну единицу информации, подлежащей усвоению, необходимо
давать две единицы пояснений, т. е. дополнительной информации. [22]
На восприятие
информации в процессе обучения оказывают влияние многие факторы, в частности
частота передачи информации, скорость (темп), психическое состояние обучаемого,
день недели и т. д. Содержание восприятия зависит и от поставленной перед
учеником задачи. От мотивов его деятельности и установок, а также эмоций,
которые могут изменять содержание восприятия. Для управления процессом
восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности
ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом.
Понимание и осмысление сообщаемой информации осуществляется через
установление первичных, в значительной мере обобщенных связей и отношений между
предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и
источников функционирования. В основе понимания лежит установление связей между
воспринятой информацией и ранее усвоенным опытом, что в свою очередь, является
основанием для более глубокого и разностороннего осмысления учебного материала.
Осмысление изучаемой информации требует
применения общеучебных умений, опирающихся на такие приемы умственной деятельности,
в основе которых лежат сложные мыслительные операции: анализ и синтез,
сравнение и сопоставление, классификация и систематизация и др. Оно
сопровождается формированием у учащихся определенных отношений к нему,
понимания его социального, в том числе практического, значения и личностной
значимости.
Некоторые исследователи такое
познавательное действие не считают
самостоятельным этапом. Например, М. А. Данилов [22] полагает, что
процесс осмысления должен присутствовать на всех этапах познавательной
деятельности, поэтому нет необходимости выделять его в качестве
самостоятельного.
Восприятие
должно обязательно перерастать в осмысление и понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и в
значительной мере обобщенного установления
связей между явлениями и процессами, выяснения их строения, состава, назначения, вскрытия причин изучаемых явлений или событий, мотивов отдельных поступков
исторических личностей или
литературных героев, толкования содержания текста, смысла отдельных слов и т. д.
Осмысление
изучаемой информации характеризуется более глубоким протеканием процессов сравнения, анализа связей
между изучаемыми
явлениями, вскрытия разносторонних причинно-следственных зависимостей. В ходе
осмысления значительно обогащается понимание изучаемого, оно становится более разносторонним
и глубоким. На таком
этапе появляется определенное отношение к изучаемому, зарождаются убеждения, крепнут умения
доказывать справедливость
определенных выводов, делать учебные открытия и пр. В результате учащийся глубоко осмысливает
материал и уверенно овладевает им.
|