Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:13
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Теоретические основы мониторинга качества обучения
12:36
Теоретические основы мониторинга качества обучения

Мониторинг в теории социального управления рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в управленческом цикле. Образовательный мониторинг представляет собой систему организации сбора, хранения  обработки  и распространения информации о функционировании педагогической системы. [18]

Педагогическая система представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного  педагогиче6ского влияния на формирование личности учащихся с заданными качествами.[5] В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий.

В педагогике мониторинг часто определяют как постоянное наблюдение за педагогическим процессом с целью  выявления его соответствия желаемому результату.

Содержание понятия о мониторинге отличается от содержания родственных понятий о контроле и об оценке. Под контролем знаний понимают выявление, установление и оценивание уровня усвоения  предметных знаний и умений учащихся. Психолого-педагогические задачи контроля знаний состоят в     выявлении недостатков в познавательной деятельности учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Важнейшими функциями контроля знаний является обучающая, контролирующая и воспитывающая.

Оценка  чего-нибудь связана с измерением определенных параметров объекта, состоит в сравнении проявления  его свойств с желаемым результатом и представляет собой  мнение о ценности, уровне развития или значении   чего-нибудь.

Соотношение понятий "мониторинг”, "контроль” и "оценка”  можно представить по принципу матрешки. Наиболее общее из них  мониторинг, затем контроль и, наконец, оценка (рис. 1) .

 

 

 

 

 

 


Во всех образовательных системах оценке и процедуре ее проведения придается все возрастающее значение. Предполагается, что оценка позволяет учащимся, родителям, учреждениям, руководству системы образования, всему обществу судить об эффективности (качестве) образования.  Концепция оценки   претерпела очень заметные изменения; она затрагивает теперь не только учащихся и их достижения, но также учреждения, преподавателей и систему образования в целом.

Исследования последних лет в сфере управления образовательными учреждениями свидетельствуют о том, что эффективность учебных процессов может быть достигнута при условии четкого определения    задач и единства (целостности) программ их проведения, выделении учащимся  максимума времени для решения конкретных задач и осуществления системного педагогического управления [28].

При этом в рамках мониторинга обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы планируемым результатам. То, что конечные результаты всегда не соответствуют заданным, планируемым (в той или иной степени), - ситуация обычная, но не всегда учитываемая практическими работниками образования. Задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить степень этого соответствия и причины отклонения.  Наблюдаемые в образовательной практике отклонения реальных результатов образования от планируемых вызываются влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов.

    Таким образом, мониторинг связан с выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних факторов на функционирование педагогической системы.

Рассматривание мониторинга как самостоятельной функции управления образовательным процессом носит условный характер и оказывается полезным в концептуальном отношении. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть  достаточно полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием в школе.

Органическая связь мониторинга с другими функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает как основная точка мониторинга, т.е. мониторинг затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию [28].

Закономерной является связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах и являются исходной основой мониторинга, т.е. мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов.

В процессе образования воплощение основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и функциональных результатах, составляющих содержание учебного мониторинга. К психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре личности,  знаний, учебной деятельности и  поведении учащихся. К функциональным результатам относятся различные способы педагогического воздействия, назначение которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и ее желаемые результаты. Нормы определяются целями, стандартами системы и являются обязательной частью любого учебного плана или программы.

Категория: Учителям | Просмотров: 633 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz