Мониторинг в теории социального управления
рассматривается как одно из важнейших, относительно самостоятельных звеньев в
управленческом цикле. Образовательный
мониторинг представляет собой систему организации сбора, хранения обработки
и распространения информации о функционировании педагогической системы. [18]
Педагогическая
система представляет собой
определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов,
необходимых для создания организованного, целенаправленного и
преднамеренного педагогиче6ского влияния
на формирование личности учащихся с заданными качествами.[5] В рамках
мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических
действий.
В педагогике мониторинг часто определяют как
постоянное наблюдение за педагогическим процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату.
Содержание понятия о мониторинге отличается от
содержания родственных понятий о контроле
и об оценке. Под
контролем знаний понимают выявление, установление и оценивание уровня
усвоения предметных знаний и умений
учащихся. Психолого-педагогические задачи контроля знаний состоят в выявлении недостатков в познавательной
деятельности учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения
этих недостатков. Важнейшими функциями контроля знаний является обучающая, контролирующая
и воспитывающая.
Оценка
чего-нибудь связана с измерением определенных параметров объекта,
состоит в сравнении проявления его
свойств с желаемым результатом и представляет собой мнение о ценности, уровне развития или
значении чего-нибудь.
Соотношение понятий "мониторинг”, "контроль” и "оценка”
можно представить по принципу матрешки.
Наиболее общее из них мониторинг, затем
контроль и, наконец, оценка (рис. 1) .
Во
всех образовательных системах оценке и процедуре ее проведения придается все
возрастающее значение. Предполагается, что оценка позволяет учащимся,
родителям, учреждениям, руководству системы образования, всему обществу судить
об эффективности (качестве) образования. Концепция оценки претерпела очень заметные изменения; она
затрагивает теперь не только учащихся и их достижения, но также учреждения,
преподавателей и систему образования в целом.
Исследования последних лет в
сфере управления образовательными учреждениями свидетельствуют о том, что
эффективность учебных процессов может быть достигнута при условии четкого
определения задач и
единства (целостности) программ их проведения, выделении учащимся максимума времени для решения конкретных задач
и осуществления системного педагогического управления [28].
При этом в рамках мониторинга обеспечивается
обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов
деятельности педагогической системы планируемым результатам. То, что конечные результаты
всегда не соответствуют заданным, планируемым (в той или иной степени), -
ситуация обычная, но не всегда учитываемая практическими работниками
образования. Задача состоит именно в том, чтобы правильно оценить степень этого
соответствия и причины отклонения. Наблюдаемые в образовательной практике отклонения
реальных результатов образования от планируемых вызываются влиянием на
педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов.
Таким образом, мониторинг связан с
выявлением и регулированием воздействий факторов внешней среды и внутренних
факторов на функционирование педагогической системы.
Рассматривание мониторинга как
самостоятельной функции управления образовательным процессом носит условный
характер и оказывается полезным в концептуальном отношении. В реальном
образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и
стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть достаточно полно рассмотрены только в
соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием в школе.
Органическая связь мониторинга с другими
функциями управления проявляется в том, что каждая функция управления выступает
как основная точка мониторинга, т.е. мониторинг затрагивает цели, информацию,
прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности,
коммуникацию и коррекцию [28].
Закономерной является связь мониторинга с
целями обучения, которые обычно фиксируются в планах и являются исходной
основой мониторинга, т.е. мониторинг связан с оценкой реализации целей и
планов.
В процессе образования воплощение
основных целей мониторинга находит свое выражение в психолого-педагогических и
функциональных результатах, составляющих содержание учебного мониторинга. К
психолого-педагогическим результатам относятся новообразования в структуре
личности, знаний, учебной деятельности
и поведении учащихся. К функциональным
результатам относятся различные способы педагогического воздействия, назначение
которых состоит в управлении деятельностью обучающихся. Качественной и
количественной мерой оценки психолого-педагогических результатов являются
нормы, эталоны, которыми задаются условия успешной учебной работы и ее желаемые
результаты. Нормы определяются целями, стандартами системы и являются
обязательной частью любого учебного плана или программы.
|