Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:44
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Учебный демонстрационный эксперимент в процессе формирования физических понятий
12:13
Учебный демонстрационный эксперимент в процессе формирования физических понятий

Физические понятия составляют самую многочисленную группу структурных элементов физических знаний. Несмотря на многоаспектность физических понятий можно выделить основные элементы, из которых состоит процесс формирования физических понятий, и составить дидактическую модель этого процесса (таблица 5).

Из приведенной таблицы следует, что в процессе формирования физических понятий можно выделить два последовательных этапа:

-движение от конкретного к абстрактному,

-движение от абстрактного к конкретному.

Рассмотрим возможность применения учебного демонстрационного эксперимента на отдельных этапах формирования физических понятий.

1.Введение понятия

Конкретно- чувственные образы - это те образы, которые создаются путемнепосредственного наблюдения. Наблюдение предметов и явлений реального мира вследствие сложности их взаимосвязей далеко не всегда позволяет заметить проявление их сущности и часто приводит к искаженным представлениям. Поэтому перед изучением понятия необходимо проанализировать тот чувственный опыт учащихся, которым они могут располагать и сопоставить с объемом вводимого понятия. Это позволит учителю подобрать учебный демонстрационный эксперимент, позволяющий с применением других средств наглядности сформировать у учащихся обобщенные образы представлений.

Конкретно-чувственное восприятие дает определенный материал для обобщений и позволяет исследовать лишь внешние, непосредственно наблюдаемые стороны изучаемых предметов. Для формирования же понятия необходимо выделение сущности предметов.

Для этой цели нужен такой демонстрационный эксперимент, который с помощью специальных условий позволит выделить существенные признаки изучаемых объектов. При его проведении важно сосредоточить внимание на главном, а побочные эффекты, которые присущи любой демонстрации, специальными мерами убрать на второй план. Если не создать надлежащих условий, то вывод из непосредственных наблюдений может быть самым неожиданным. Поэтому демонстрационные опыты, которые проводятся для выделения существа объектов изучения, должны быть по возможности освобождены от побочных эффектов и лишены второстепенных деталей.

Выбор демонстрационного эксперимента по формированию представлений об объеме понятия должен осуществляться только с учетом конкретных условий: особенностей вводимого понятия, уровня обучаемости учащихся, уровня обученности учащихся, оснащенности физического кабинета.

2. Определение места изучаемого понятия в системе физических понятий

Связь между понятиями может быть количественной и качественной. Особенно трудным оказывается проведение демонстрационного эксперимента по установлению количественных связей между понятиями. Это объясняется неточностью физических измерений.

В некоторых случаях, когда заведомо известно о технических трудностях при постановке эксперимента, можно ограничиться качественным экспериментом или даже просто представлением той ситуации, при которой

протекание самого явления можно легко вообразить, домыслить. Такая форма постановки опытов при некоторых ее достоинствах не должна вытеснять эксперимент, количественно подтверждающий закономерность.

3.Уточнение содержания и объема изучаемого понятия

На этом этапе формирования понятий учебный физический эксперимент может выступать в виде фронтальных или демонстрационных опытов. Они не должны  повторять демонстрационных опытов, проведенных на предыдущих этапах. При выполнении и наблюдении таких опытов учащиеся приобретают умения выделения общих признаков у видовых понятий.

Категория: Учителям | Просмотров: 607 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz