Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 17:24
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Экспериментальный метод в научном и учебном познании по физике
12:08
Экспериментальный метод в научном и учебном познании по физике

Физика является важнейшим источником знаний об окружающей среде.

Объектом исследования физики является материя: строение и простейшие её формы движения и взаимодействия.

В современной науке рассматривается два вида материи: вещество и поле. К простейшим формам движения материи относят механическое, тепловое, электромагнитное и взаимные превращения элементарных частиц и поля.

Все взаимодействия, наблюдаемые в окружающей человека действительности, можно свести к четырём основным типам: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное.

Составной частью любой науки является ее методология, т.е. совокупность методов исследования объектов. Стержнем методологии частных наук является теория познания. Разнообразные методы и приемы исследовательской деятельности в теории познания образуют следующие группы методов:

1.Общелогические (общие принципы научного мышления: анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, умозаключение и т.д.).

2.Методы исследования, используемые только в научном познании:

·      методы построения эмпирического знания (наблюдение, эксперимент, измерение);

·      методы построения теоретического знания (идеализация, формализация, выдвижение гипотез, аналогия, моделирование, мысленный эксперимент и т.д.).

3.Сугубо специальные методы и приемы, процедуры экспериментального характера, непосредственно связанные с сущностью явления и применяемые в узкой области или науке.

Содержание и структуру экспериментального метода исследования можно отразить блок-схемой, представленной на рисунке 1.

Теоретический метод дает возможность опосредовано познать объект (явление) на основе соответствующей идеальной (мысленной) модели. Рассматриваемый метод включает общелогические методы и методы построения теоретического знания. Блок-схема теоретического метода представлена на рисунке 2. [1]

Важным методом исследования при создании классической физики, основы которой изучаются в средней общеобразовательной школе, являлся экспериментальный метод. Поэтому физический эксперимент должен быть неотъемлемой и органической частью обучения физике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис.2

При изучении физики происходит освоение учащимися содержания структурных элементов физических знаний. Физические знания - конкретно-научные знания о строении материи и простейших формах её движения и взаимодействия. Они имеют определённую структуру и включают следующие составные элементы: научные факты, понятия, законы и закономерности, теории, методы познания.

В логической структуре физического знания выделяют два уровня:

эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень физического знания составляют данные опытов, эмпирические понятия, законы и закономерности.

Теоретический уровень физического знания составляют физические теории, основные идеи, принципы (исходные положения какой-нибудь теории, учения, науки), гипотезы (предположения требующие подтверждения).

Структуру физических знаний можно отразить блок-схемой (рис.3)

Создание того или иного структурного элемента физических знаний предполагает описание его содержания. Содержание названных структурных элементов можно описать по следующим схемам:

Понятия:

·     о материальных образованиях (структурных элементах вещества и проявлениях физического поля): название, отличительные признаки, свойства и количественные характеристики;

·     о явлениях и процессах: название, отличительные признаки, условия протекания, механизм, законы, описывающие процесс, связь с другими явлениями, проявление и применение;

·     о моделях материальных образований, явлений и процессов: название, описание, вид, условия совпадения свойств реальных объектов и их моделей;

·     о свойствах и состояниях материальных образований: название, описание, количественные характеристики;

·     об особенностях протекания явлений и процессов: название, описание, проявление и применение;

·     о физических величинах: название, что характеризует, единицы

измерения, связь с другими величинами, способы измерения, принимаемые значения, векторная или скалярная;

Категория: Физика | Просмотров: 564 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz