Физика является важнейшим источником знаний об
окружающей среде.
Объектом исследования физики является материя: строение и
простейшие её формы движения и взаимодействия.
В современной науке
рассматривается два вида материи: вещество и поле. К простейшим формам движения
материи относят механическое, тепловое, электромагнитное и взаимные превращения
элементарных частиц и поля.
Все взаимодействия,
наблюдаемые в окружающей человека действительности, можно свести к четырём основным
типам: гравитационное, электромагнитное, слабое и сильное.
Составной частью любой
науки является ее методология, т.е. совокупность методов исследования объектов.
Стержнем методологии частных наук является теория познания. Разнообразные
методы и приемы исследовательской деятельности в теории познания образуют
следующие группы методов:
1.Общелогические (общие принципы научного мышления: анализ, синтез,
индукция, дедукция, абстрагирование, умозаключение и т.д.).
2.Методы
исследования, используемые только в
научном познании:
·
методы построения эмпирического знания (наблюдение, эксперимент,
измерение);
· методы построения теоретического
знания (идеализация, формализация, выдвижение гипотез, аналогия, моделирование,
мысленный эксперимент и т.д.).
3.Сугубо специальные методы и приемы,
процедуры экспериментального характера, непосредственно связанные с сущностью
явления и применяемые в узкой области или науке.
Содержание и структуру
экспериментального метода исследования можно отразить блок-схемой, представленной на рисунке 1.
Теоретический
метод дает возможность опосредовано познать объект (явление) на основе
соответствующей идеальной (мысленной) модели. Рассматриваемый метод включает
общелогические методы и методы построения теоретического знания. Блок-схема теоретического метода
представлена на рисунке 2. [1]
Важным методом исследования при создании классической физики, основы
которой изучаются в средней общеобразовательной школе, являлся
экспериментальный метод. Поэтому физический эксперимент должен быть неотъемлемой
и органической частью обучения физике.
Рис.2
При изучении физики происходит освоение учащимися содержания структурных
элементов физических знаний. Физические
знания - конкретно-научные знания о строении
материи и простейших формах её движения и взаимодействия. Они имеют
определённую структуру и включают следующие составные элементы: научные факты, понятия, законы и
закономерности, теории, методы познания.
В логической структуре физического знания выделяют два уровня:
эмпирический
и теоретический. Эмпирический уровень
физического знания составляют данные опытов, эмпирические понятия, законы и
закономерности.
Теоретический уровень физического знания
составляют физические теории, основные идеи, принципы (исходные положения какой-нибудь теории, учения, науки), гипотезы
(предположения требующие подтверждения).
Структуру физических знаний можно отразить блок-схемой
(рис.3)
Создание того или
иного структурного элемента физических знаний предполагает описание его
содержания. Содержание названных структурных элементов можно описать по
следующим схемам:
Понятия:
·
о материальных образованиях (структурных элементах вещества и
проявлениях физического поля): название, отличительные признаки, свойства и
количественные характеристики;
·
о явлениях и процессах: название, отличительные
признаки, условия протекания, механизм, законы, описывающие процесс, связь с
другими явлениями, проявление и применение;
·
о моделях материальных
образований, явлений и процессов: название, описание, вид, условия совпадения
свойств реальных объектов и их моделей;
·
о свойствах и состояниях
материальных образований: название, описание, количественные характеристики;
·
об особенностях протекания
явлений и процессов: название, описание,
проявление и применение;
·
о физических величинах: название, что характеризует,
единицы
измерения, связь с другими
величинами, способы измерения, принимаемые значения, векторная или скалярная;
|