Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:58
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » О некоторых простых, но необходимых вещах.
12:01
О некоторых простых, но необходимых вещах.

Так как олимпиада - соревнование, цель которого победа, то уместно в некоторых местах использовать военную терминологию. Успех в сражении зависит от стратегии, тактики и технического обеспечения. О первых двух составляющих военного искусства мы  говорим на протяжении всей книги, сейчас же рассмотрим некоторые простые вопросы, без знания которых не следует обсуждать проблемы «тактики и стратегии» - элементарные технические составляющие выполнения и оформления экспериментальной работы. К слову, эти же  навыки могут пригодиться и в других жизненно важных ситуациях, например, при решении задач теоретического тура.Мы уже говорили, что результаты измерений следует представлять в виде таблиц и при необходимости графиков. Позволим себе дать несколько рекомендаций по их оформлению. Начиная с этого пункта, дальнейшее изложение будем проводить с помощью конкретных примеров - перейдем от голого обобщенного умствования к животворящей эмпирии.

 

 

Итак, экспериментальная задача (не пугайтесь ее сложности): измерить объем спичечного коробка. Оборудование: коробок, линейка.

 

Изучение условия (линейка деревянная есть, коробок картонный, помятый и пустой, в наличии), построение теоретической модели (после несложных преобразований можно получить, что объем коробка рассчитывается по формуле , где - длина, ширина и высота коробка), разработку экспериментальной установки (что лучше прикладывать линейку к коробку, или коробок к линейке), проведение предварительных измерений (длина линейки больше длины коробка - измерения проводить можно) опустим, перейдем к непосредственно к результатам измерений, которые представим в Таблице 1.Как часто при проверке экспериментальных работ основную часть времени приходится тратить на длинные выкладки расчета погрешностей - доходит до того, что создается впечатление, что кроме погрешностей в работе больше ничего нет.

            Сразу подчеркнем, мы глубоко убеждены в том, что без оценки погрешностей любой экспериментальный результат имеет нулевую ценность. Однако расчеты погрешностей должны разумно дополнять основную работу - проведение измерений и получение окончательного результата. Здесь мы приведем только краткую сводку  порядка и правил расчета погрешностей, а с некоторыми замечаниями по их обоснованию вы можете познакомиться в специальной литературе (если это вам интересно), более того, можете быть уверены в том, что теория погрешностей является настоящей научной теорией, со своими аксиомами, правилами математических выводов, экспериментальным подтверждением и т.д.

            Отметим, что приводимая вами погрешность измерений (как и любое иное число, фигурирующее в физике) должна иметь явный смысл. Так, например, записывая длину стола в виде , мы ни в коем случае не утверждаем, что длина стола изменяется в пределах от 129 до 141 сантиметра! Смысл погрешности заключается в том, что с некоторой вероятностью (которая называется доверительной) истинное значение длины стола лежит в указанном интервале. Заметьте, не точно лежит в этом интервале, а с некоторой доверительной вероятностью. Иными словами экспериментатор при правильном использовании теории погрешностей оставляет за собой право на ошибку. В серьезных научных исследованиях доверительная вероятность принимается равной 99,5%, в учебных лабораториях принимается доверительная вероятность в 95%. Заметим, что интервал ошибки рассчитывается исходя из заданной доверительной вероятности, а не наоборот. Приводимые ниже правила и позволяют получить величину ошибки для указанной доверительной вероятности.

Если результат измерения  снимается непосредственно с измерительного прибора, то такое измерение называется прямым. На результат такого измерения влияет множество факторов: посмотрел на стрелку под другим углом, досталась искривленная линейка, рядом с лабораторией проехал трамвай, сама изменяемая величина по некоторым причинам немного изменилась (например, при измерении диаметра шарика длины разных диаметров могут быть различными) и т.д. Все эти факторы приводят к тому, что результаты измерений различаются, наличие такого разброса требует проведения нескольких измерений, результаты которых обозначим .

Категория: Физика | Просмотров: 536 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz