Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:13
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.
10:42
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Поскольку этот процесс весьма важен, мы сочли необходимым дать теорию погрешностей  по книге Г.С.Кембровского "Приближенные вычисления, методы обработки результатов измерений и оценки погрешностей в физике”. 

                При любых расчетах, в том числе и при решении задач по физике и обработке результатов измерений надо различать точные и приближенные числа. Это важно потому, что в тех случаях, когда значения всех исходных данных являются точными, расчеты производят по правилам точных вычислений, а если среди значений исходных данных имеются приближенные, расчеты ведут по правилам приближенных вычислений.

                Точными числами будут: некоторые числовые коэффициенты и показатели степени в формулах, коэффициенты, выражающие кратность и дольность единиц измерения, числа, обозначающие цены, тарифы, масштабы, числа, заданные определениями и т. д. Например, точными являются коэффициент 4/3 и показатель степени 3 в формуле объема шара V=4/3, коэффициенты 100 и 1/60 в равенствах 5 м = 5 100 см, 3 мин = 3 1/60 часа; число 2 в химической формуле воды Н2О; точка кипения воды (при нормальном давлении) t = 1000С; показатель преломления вакуума n = 1 logaa = 1  и  т.д.

            К приближенным числам относятся результаты измерений различных величин, округленные значения точных чисел, табличные значения математических, физических, химических величин и др.

 

Абсолютная и относительная погрешности

 

            При измерении различных величин в подавляющем большинстве случаев получаются  приближенные значения. Иными словами, если измеряется некоторая величина x, то результат xизм несколько отличается от истинного значения xист .

Разность между приближенным значением x изм  и точным значением xист

xизм - xист =x         (1)

x характеризует отклонение полученного результата от истинного значения искомой и называется абсолютной погрешностью измерения. При xизм< xист абсолютная погрешность отрицательна, при xизм> xист - положительна.

В большинстве случаев точное значение величины х неизвестно и, следовательно, не всегда можно определить знак погрешности, но практически это бывает несущественно: важна лишь величина отклонения. Поэтому погрешность измерения характеризуют модулем разности

 

 

            При повторных измерениях в одних и тех же условиях опыта результаты оказываются разными - наблюдается их разброс. Это указывает на неодинаковые значения абсолютных погрешностей в разных опытах. Максимальная абсолютная погрешность X  является верхней границей погрешности . Она определяется неравенством

       (2)

и принимается за количественную оценку точности измерения.

            Величину принято называть абсолютной погрешностью измерения,  понимая под этим модуль границы абсолютной погрешности.

Из неравенства (2) следует, что

   (3)

т. е. истинное значение величины xист  лежит в интервале . Абсолютная погрешность  определяет полуширину этого интервала .

            Результат измерений записывается в следующей форме:

 

Х = Хизм           (4)

            Например, диаметр поршня d = (104,5  0,2) мм. Отсюда следует, что нижняя граница погрешности НГ (d) = 104,3 мм, верхняя граница погрешности ВГ (d) = 104,7 мм, а само значение диаметра поршня лежит в интервале от 104,3 до 104,7 мм.

            Приведенная форма записи называется интервальной.

            Абсолютная погрешность  не всегда удобна для характеристики точности измерения.

Для определения и сравнения точности измерений используют относительную погрешность - отношение абсолютной погрешности к значению измеряемой величины:

        (5)

            Величина является верхней границей абсолютной погрешности, а величина  - верхней границей относительной погрешности.

            Из соотношения (5) следует , что относительная погрешность показывает какую часть (долю) абсолютная погрешность составляет от самой величины. Обычно относительную погрешность выражают в процентах:

 

 100 %

 

 

            Например, если период колебаний маятника Т = 1,55 с измерен с точностью до трех сотых долей секунды ( Т = 0,03 с), то относительная погрешность:

 

Это означает, что абсолютная погрешность  составляет две сотые доли от значения измеряемой  величины Т.

            Относительную погрешность целесообразно указывать в ответе.

            Например, сила тока I = (170 5) мА;   = 3 %

 

Значащие цифры

 

            Значащими цифрами числа называются все его цифры, в том числе и нули, если они не расположены в начале числа. Например, числа 3,1416; 6,023×1023; 0,017 имеют соответственно 5, 4 и 2 значащие цифры. Можно сказать иначе; первое число пятизначное, второе – четырехзначное, третье – двухзначное.

            Нули, стоящие в начале числа не являются значащими. Они служат только для обозначения того или иного разряда. Например, число 0,0172 содержит только три значащих цифры.

            Следует с самого начала учить детей представлять числа в стандартной форме. В этом случае первую цифру числа ставят в разряд единиц, а остальные – в десятичные разряды после запятой. Полученное число умножается на 10N, где N – соответствующее положительное или отрицательное число. Например, G = 6,67.10-11 Н.м2/кг2..

Верные, сомнительные и неверные цифры.

            Приближенные числа, полученные в результате измерений и вычислений, могут содержать разное количество значащих цифр, среди которых есть верные, сомнительные и неверные цифры.

            Цифра приближенного числа считается верной, если его абсолютная погрешность не превышает одной единицы того разряда, в котором стоит данная цифра. Например, 46 ± 2 абсолютная погрешность 2 не превышает одного десятка (2<10), но превышает одну единицу (2>1). Поэтому цифра 4 является верной, а о цифре 6 этого сказать нельзя.

Измерения и погрешности

Измерением называют нахождение физической величины опытным путем с помощью специальных технических средств.

Прямым  называют такое измерение, при котором значение искомой величины определяется  при сравнении ее с эталоном (длина – линейкой, время – секундомером…)

Косвенное -  это такое измерение, при котором значение определяемой величины находится по формуле как функция других величин. ( r = m/V, v = S/t…)

И в том и в другом случае результат получается с погрешностью.

Источников погрешностей много: влияние внешних факторов, несовершенство наших органов чувств, изменение самого измеряемого объекта и т.д.

 Погрешности делятся на систематические, случайные и промахи.

Погрешности, размер и знак которых меняется произвольно от измерения к измерению к опыту, называются случайными. Избежать их невозможно.

Систематические погрешности  уменьшают, лишь усовершенствовав эксперимент (объем измерять не мензуркой, а гидростатическим взвешиванием и т.д.), улучшив измерительную технику и приборы…

Категория: Учителям | Просмотров: 632 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz