Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:58
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Развитие познавательной активности учащихся через элементы занимательности на уроках и во внеурочное время.
10:38
Развитие познавательной активности учащихся через элементы занимательности на уроках и во внеурочное время.

Способствовать заинтересованности предметом, на мой взгляд, может такое педагогическое средство, как занимательность.

Оно состоит в том, чтобы учитель, используя свойства тел и явлений, вызывал бы у учащихся чувство удивления и восхищения, воздействовал бы на эмоции учеников и тем самым создал бы положительное настроение учащихся к учению и готовность их к активной мыслительной деятельности, независимо от их знаний, способностей и интересов.

Следует различать две стороны занимательности: возможности содержания самого предмета и определенные методические приемы учителя.

Требования, которые следует предъявлять к занимательному материалу, чтобы его использование на уроках и во внеурочное время, дало прочный обучающе-развивающий эффект, на мой взгляд, следующие:

1.      Занимательный материал должен привлекать внимание учеников постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Он должен требовать напряженной деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания.

2.      Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями. В противном случае занимательность не приведет к развитию у школьников устойчивых познавательных интересов. Поэтому, привлекая на уроке занимательный материал, учителю следует ставить перед учениками вопросы: «Как?», «Почему?», «Отчего?».

3.      Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.

4.      Желательно, чтобы дополнительный материал, выбираемый учителем для урока, соответствовал увлечениям учеников. Это, во-первых, позволяет учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другим предметам. Во-вторых, помогает сделать увлекательными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученикам приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях.

5.      Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. Как показывает опыт, целесообразнее привести на уроке один-два наиболее характерных примера, чем перечислять несколько эффектных, но малозначащих фактов.

Место занимательности на уроке может быть различным. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приемы. В частности, проведение занимательных опытов, сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, несоответствием прежним представлениям. Занимательность может быть использована при объяснении нового материала. Здесь ее применение неоднозначно. Учитель может прибегнуть к ней как к своеобразной разрядке для учащихся при объяснении большого по объему или трудного материала. Занимательность может служить эмоциональной основой для восприятия наиболее трудных вопросов изучаемого материала. Интерес учащихся вызывается умелое использование учителем произведений художественной литературы. Во многих из них можно найти немало ярких, легко запоминающихся рассказов о физических явлениях. Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеются физические ошибки, неточности.

Тогда перед учениками ставится задача: найти ошибку и правильно объяснить явление.  С целью повышения интереса учащихся при решении количественных задач полезно предлагать школьникам самим составлять задачи, причем облечь каждую из них в интересную форму (стихотворение, детективного рассказа и т. п.). Очень нравятся школьникам экспериментальные задачи, сформулированные в занимательной форме. Занимательные приемы могут быть использованы учителем при закреплении знаний и даже при опросе. С этой целью интересно организовать на уроке игры с учащимися. Использование занимательности дает на уроке надежный эффект, если учитель правильно понимает занимательность как фактор, положительно влияющий на психические процессы, и ясно осознает цель использования занимательности в данный момент.

На уроках и во внеклассной работе я использую одно из направлений занимательности — «Физика в природе». Прививать интерес учащимся к физике надо начинать на раннем этапе ее изучения. Ученики 7 класса любознательны и непосредственны. Важно поддержать их интерес к новому, увлечь физикой. При изучении в 7 классе I главы «Физика — наука о природе» ученикам с первых страниц учебника становится понятно, как велика роль физики в познании и объяснении явлений природы.

Работая с учебником, учащиеся узнают, что  физика, как наука о природе, одна из самых древнейших наук. Человек, наблюдая за окружающим миром, пытался понять явления природы, ибо от них зависела его жизнь.

Солнце давало человеку тепло, но оно же приносило и губящий все живое зной.

Дожди поили живительной влагой поля, но и вызывали неисчислимые бедствия — наводнения.

Легкий ветер мог превратится в чудовищный ураган. Почему все это происходило?

   По мере развития науки человек стал понимать действительные причины природных явлений, научился управлять некоторыми из них и защищаться от вредных последствий других.

  Человеку всегда было важно знать, какая будет погода, поскольку она влияла на его деятельность и самочувствие.

  Наблюдая погоду в ненастье, солнечные дни, в сумерки, и ночью люди отмечали характерные признаки, предвещающие те или иные изменения погоды. Так постепенно появлялись и накапливались народные приметы о погоде, поговорки, пословицы, придумывались загадки, слагались стихи.

                                    Бледнеет ночь... Туманов пелена

                       В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна

                                    И серебро росы на стеклах холоднее.

                                                                                                            И. А. Бунин

О каком физическом явлении идет речь? (О тумане.)

 

                                                   Шар, раскаленный золотой,

Пошлет в пространство луч огромный,

                                                    и длинный конус тени темной

                                                    В пространство бросит шар другой.

                            А. Блок

   О каком физическом явлении идет речь? (О затмении.)

   Обязательно найдутся несколько ребят в классе, которые вспомнят, что они уже слышали или встречались в литературе с пословицами, поговорками, народными приметами о природе. Но объяснить их с точки зрения физики не каждый может.

  Пословицы:

·         Много снега — много хлеба.

·         Вода и камень точит.

·         Тихая вода подмывает берега.

 

  Народные приметы:

·         Грозы предвещают плодородие.

·         Курица на одной ноге стоит — к стуже.

·         Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь.

 

   Из-за недостатка знаний школьников учитель сам объясняет некоторые физические явления, и у части учеников возникает желание найти ответы на остальные поставленные вопросы.

   Заинтересовавшимся ребятам можно предложить подготовить творческую работу «Физика в природе» по следующим направлениям:

— народные приметы о погоде,

— народные приметы в картинках,

— пословицы и поговорки,

— загадки,

— физика и поэзия,

— занимательные задачи,

— задачи по загадкам.

Работа выполняется в течение четверти.

Предполагаемый результат: материал творческой работы можно использовать при проведении внеклассных мероприятий, при создании проблемной ситуации на уроке, при проведении повторительно-обобщающих уроков.

В  дополнение  прилагается  материал  «Народная  мудрость  и  физика» (пословицы, поговорки, загадки, приметы  погоды, которые  объясняются  с  точки  зрения  физики).

Категория: Учителям | Просмотров: 907 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz