Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:21
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Организация творческой и исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики.
10:37
Организация творческой и исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения физики.

Исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире является  наиболее доступной формой  разрешения вопросов мотивации школьников к учению.

     Самым сенситивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выгодского, "происходит подъем воображения и глубокое его преображение”. Это тот период, в котором и начинается изучение нашего предмета, то есть  физики.

     Также не стоит забывать и о творчестве в процессе обучения, ведь только хорошо разобравшись с изученным материалом, учащийся готов к выполнению творческих заданий. И, наоборот, при подготовке творческих заданий происходит более глубокое усвоение учебного материала. Именно исследовательская и творческая деятельность служит для повышения мотивации учащихся при изучении физики и астрономии.

      Однако не все учащиеся об этом знают и, тем более,  далеко не каждый проявит инициативу для участия в такой работе. Задача педагога – заинтересовать учащихся, на уроках и во внеурочной деятельности создать условия для  генерации внутренних мотивов у учащихся, способных к исследовательской и творческой деятельности, поскольку здесь внешняя мотивация - не помощник: творчества «из-под палки» не бывает.

Возможные направления деятельности учителя в данном направлении на первом этапе:

·   наличие «белых пятен», специально допущенных учителем ошибок на уроках способствует развитию критического творческого мышления у учащихся;

·   подбор и решение нестандартных задач с явно выраженной практической направленностью;

·   вовлечение учащихся в организацию работы лаборатории кабинета физики (ремонт оборудования; подготовка и разработка лабораторных работ и экспериментальных исследований);

·   организация реферативной деятельности учащихся в учебном процессе;

·   проведение уроков и внеклассных мероприятий по предмету в нестандартной форме (тематические зачеты в формах различного рода конференций; предметные недели; клуб любителей физики; физбои; конкурсы газет, сказок, стихотворений, частушек);

·   организация школьных конкурсов изобретений, поделок и научно-исследовательских работ учащихся, с последующим выходом на районные, городские и иные конкурсы.

В результате такой активной деятельности педагога обязательно найдутся учащиеся, которых заинтересует исследовательская творческая деятельность.

Второй, не менее сложный, этап организации исследовательской деятельности – выбор темы исследования.

Работы учащихся могут иметь широкий спектр: от несложных теоретических исследований до научно-практических, в которых строятся графики и диаграммы, характеризующие физические процессы, их результатом могут стать выведенные математические закономерности, рекомендации к их применению, либо готовый продукт (прототип промышленного изделия, прибор, компьютерная модель или программа).

Важно, чтобы тема исследования была интересна ученику и не была «навязана» учителем. Наиболее оптимальной является тема, предложенная учеником и откорректированная учителем. Коррекцию темы исследования необходимо проводить аргументировано, опираясь как на особенности самого исследования, на наличие имеющегося оборудования, так и, что не мало важно, на способности и возможности ученика и учителя.

Третий этап – разработка плана исследования. Работа должна быть выполнена к определенному моменту времени. Например, к конференции, к зачету или к открытом уроку. А если речь идет о «серьезной» работе, то она должна быть готова к моменту подачи заявок на конкурс научно-исследовательских работ. Поэтому юному исследователю, при помощи педагога, нужно составить график работы над проектом, в котором найдут место следующие этапы:

1.      постановка цели исследования, с последующей формулировкой конкретных задач, решение которых и есть исследование;

2.      выдвижение гипотезы;

3.      сбор информации, анализ имеющейся литературы;

4.      подбор или создание экспериментально оборудования;

5.      проведение эксперимента (построение и анализ зависимостей, конструирование);

6.      анализ полученных результатов;

7.      формулировка выводов;

8.      оформление работы (согласно положению о конкурсе либо на основе общепринятого оформления научных работ);

9.      устранение недостатков в работе (проверка учителем,  исправление ошибок, соответствие результатов теме и поставленной цели исследования).

Очередной этап исследовательской деятельности  - участие в конкурсах. Для будущих Ломоносовых и Алферовых – это опыт конкурентной борьбы, постижение основ ораторского искусства, отстаивание собственной точки зрения и новая ступень в самоутверждении. Для этого необходимо преодолеть последние пять ступеней:

 

1.      подготовка презентации (защиты);

2.      выступление перед аудиторией (классом, параллелью, научным обществом, клубом или на конкурсах и конференциях);

3.      анализ выступлений, анализ работ конкурентов;

4.      выводы из всей проделанной работы;

5.      создание планов на будущее, формулировка новых тем и целей.

 

В завершение хочется обратить внимание на некоторые тонкости этой ответственной работы:

·   в некоторых исследованиях может принимать участие целый класс, а самые активные, в качестве вознаграждения, имеют возможность стать «лицом» работы и представителем этого класса на конкурсах, с обязательным упоминанием всех авторов проекта;

·   во многих конкурсах такого типа может быть до трёх авторов одного исследования, что значительно упрощает работу по сбору и анализу информации, позволяет молодым исследователям приобретать и коммуникативные компетенции;

·   в понимании детей любая работа будет являться «серьёзной», поэтому задача педагога – найти или создать для данной работы конкурс, в котором она примет участие и займет «достойное место»;

·   «достойное место» - это не обязательно призовое, ведь человек должен уметь, как достойно выигрывать, так и красиво проигрывать.

В конечном итоге, любой результат должен быть поощрен, именно так ошибки учеников волшебник-учитель превращает в их достижения. Ведь творчество – это сказка.

Структура  использования исследовательского метода на уроке включает в себя следующие элементы:

1.Применение исследовательского метода обучения. Данный элемент включает в себя использование на уроке педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода: например: технологии проектного обучения, технологии проблемного обучения, технологии критического мышления и др. Уроки с использованием исследовательского метода предполагают решение учащимися поставленных проблем с использование таких элементов как наблюдение и самостоятельный анализ фактов. Выдвижение гипотезы и ее проверка, формулировка выводов. Применение исследовательского метода возможно и на уроках решения задач, анализа первоисточника (учебника), разрешения поставленной учителем проблемы.

2.Проведение нетрадиционных уроков предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок-исследование, урок творческий отчет, урок "удивительное рядом", урок защита проекта, урок  экспертиза и другие.

3. Проведение учебного эксперимента позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности как планирование и проведение эксперимента. Обработка и анализ результатов. Это уроки,  на которых выполняются лабораторные работы и экспериментальные исследования..

4. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести учебное исследование достаточно протяженное во времени.

Опыт показывает, что интерес и желание самостоятельно что-то исследовать пробуждается  у детей в 7-8 классе. На данном этапе задача учителя всемерно поддерживать этот интерес.  Большие возможности в применении исследовательского подхода открывает фронтальный эксперимент. Это прием является основных при организации уроков исследований. Работа на данном уроке строится с пользованием работы в  парах или группах.  При чем, учитывая, что в группы образуют ученики с разным  уровнем подготовки и способностями  целесообразно давать творческие задачи разного уровня сложности, с тем, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам. Задача учителя  помочь сделать этот выбор.

 

В качестве примера  имеются  разработки   урока - исследования по теме «Архимедова сила» и  урока-исследования по  теме  «Кристаллические  и  аморфные  тела. Механические  свойства  твердых  тел»

Категория: Учителям | Просмотров: 732 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz