Исследовательская
деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию
мира, себя и себя в этом мире является
наиболее доступной формой
разрешения вопросов мотивации школьников к учению.
Самым сенситивным периодом для формирования
основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время,
по словам Л. С. Выгодского, "происходит подъем воображения и глубокое его
преображение”. Это тот период, в котором и начинается изучение нашего предмета,
то есть физики.
Также не стоит забывать и о творчестве в
процессе обучения, ведь только хорошо разобравшись с изученным материалом,
учащийся готов к выполнению творческих заданий. И, наоборот, при подготовке
творческих заданий происходит более глубокое усвоение учебного материала.
Именно исследовательская и творческая деятельность служит для повышения
мотивации учащихся при изучении физики и астрономии.
Однако
не все учащиеся об этом знают и, тем более,
далеко не каждый проявит инициативу для участия в такой работе. Задача
педагога – заинтересовать учащихся, на уроках и во внеурочной деятельности
создать условия для генерации внутренних
мотивов у учащихся, способных к исследовательской и творческой деятельности,
поскольку здесь внешняя мотивация - не помощник: творчества «из-под палки» не
бывает.
Возможные направления деятельности учителя
в данном направлении на первом этапе:
·
наличие «белых пятен», специально допущенных
учителем ошибок на уроках способствует развитию критического творческого
мышления у учащихся;
·
подбор и решение нестандартных задач с явно
выраженной практической направленностью;
·
вовлечение учащихся в организацию работы
лаборатории кабинета физики (ремонт оборудования; подготовка и разработка
лабораторных работ и экспериментальных исследований);
·
организация реферативной деятельности учащихся в
учебном процессе;
·
проведение уроков и внеклассных мероприятий по
предмету в нестандартной форме (тематические зачеты в формах различного рода
конференций; предметные недели; клуб любителей физики; физбои; конкурсы газет,
сказок, стихотворений, частушек);
·
организация школьных конкурсов изобретений,
поделок и научно-исследовательских работ учащихся, с последующим выходом на
районные, городские и иные конкурсы.
В результате такой
активной деятельности педагога обязательно найдутся учащиеся, которых
заинтересует исследовательская творческая деятельность.
Второй, не менее
сложный, этап организации исследовательской деятельности – выбор темы
исследования.
Работы учащихся могут
иметь широкий спектр: от несложных теоретических исследований до
научно-практических, в которых строятся графики и диаграммы, характеризующие
физические процессы, их результатом могут стать выведенные математические
закономерности, рекомендации к их применению, либо готовый продукт (прототип
промышленного изделия, прибор, компьютерная модель или программа).
Важно, чтобы тема
исследования была интересна ученику и не была «навязана» учителем. Наиболее
оптимальной является тема, предложенная учеником и откорректированная учителем.
Коррекцию темы исследования необходимо проводить аргументировано, опираясь как
на особенности самого исследования, на наличие имеющегося оборудования, так и,
что не мало важно, на способности и возможности ученика и учителя.
Третий этап – разработка
плана исследования. Работа должна быть выполнена к определенному моменту
времени. Например, к конференции, к зачету или к открытом уроку. А если речь
идет о «серьезной» работе, то она должна быть готова к моменту подачи заявок на
конкурс научно-исследовательских работ. Поэтому юному исследователю, при помощи
педагога, нужно составить график работы над проектом, в котором найдут место
следующие этапы:
1. постановка
цели исследования, с последующей формулировкой конкретных задач, решение
которых и есть исследование;
2. выдвижение
гипотезы;
3. сбор
информации, анализ имеющейся литературы;
4. подбор
или создание экспериментально оборудования;
5. проведение
эксперимента (построение и анализ зависимостей, конструирование);
6. анализ
полученных результатов;
7. формулировка
выводов;
8. оформление
работы (согласно положению о конкурсе либо на основе общепринятого оформления
научных работ);
9. устранение
недостатков в работе (проверка учителем,
исправление ошибок, соответствие результатов теме и поставленной цели
исследования).
Очередной этап
исследовательской деятельности - участие
в конкурсах. Для будущих Ломоносовых и Алферовых – это опыт конкурентной
борьбы, постижение основ ораторского искусства, отстаивание собственной точки
зрения и новая ступень в самоутверждении. Для этого необходимо преодолеть
последние пять ступеней:
1. подготовка
презентации (защиты);
2. выступление
перед аудиторией (классом, параллелью, научным обществом, клубом или на
конкурсах и конференциях);
3. анализ
выступлений, анализ работ конкурентов;
4. выводы
из всей проделанной работы;
5. создание
планов на будущее, формулировка новых тем и целей.
В завершение хочется
обратить внимание на некоторые тонкости этой ответственной работы:
·
в некоторых исследованиях может принимать
участие целый класс, а самые активные, в качестве вознаграждения, имеют
возможность стать «лицом» работы и представителем этого класса на конкурсах, с
обязательным упоминанием всех авторов проекта;
·
во многих конкурсах такого типа может быть до
трёх авторов одного исследования, что значительно упрощает работу по сбору и
анализу информации, позволяет молодым исследователям приобретать и коммуникативные
компетенции;
·
в понимании детей любая работа будет являться
«серьёзной», поэтому задача педагога – найти или создать для данной работы
конкурс, в котором она примет участие и займет «достойное место»;
·
«достойное место» - это не обязательно призовое,
ведь человек должен уметь, как достойно выигрывать, так и красиво проигрывать.
В конечном итоге, любой
результат должен быть поощрен, именно так ошибки учеников волшебник-учитель
превращает в их достижения. Ведь творчество – это сказка.
Структура использования исследовательского метода на
уроке включает в себя следующие элементы:
1.Применение
исследовательского метода обучения. Данный элемент включает в себя использование на уроке педагогических
технологий, основанных на применении исследовательского метода: например:
технологии проектного обучения, технологии проблемного обучения, технологии
критического мышления и др. Уроки с использованием исследовательского метода
предполагают решение учащимися поставленных проблем с использование таких
элементов как наблюдение и самостоятельный анализ фактов. Выдвижение гипотезы и
ее проверка, формулировка выводов. Применение исследовательского метода
возможно и на уроках решения задач, анализа первоисточника (учебника), разрешения
поставленной учителем проблемы.
2.Проведение
нетрадиционных уроков
предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов:
урок-исследование, урок творческий отчет, урок "удивительное рядом",
урок защита проекта, урок экспертиза и
другие.
3.
Проведение учебного эксперимента позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской
деятельности как планирование и проведение эксперимента. Обработка и анализ
результатов. Это уроки, на которых
выполняются лабораторные работы и экспериментальные исследования..
4.
Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести учебное исследование достаточно
протяженное во времени.
Опыт
показывает, что интерес и желание самостоятельно что-то исследовать
пробуждается у детей в 7-8 классе. На
данном этапе задача учителя всемерно поддерживать этот интерес. Большие возможности в применении
исследовательского подхода открывает фронтальный эксперимент. Это прием является
основных при организации уроков исследований. Работа на данном уроке строится с
пользованием работы в парах или
группах. При чем, учитывая, что в группы
образуют ученики с разным уровнем
подготовки и способностями целесообразно
давать творческие задачи разного уровня сложности, с тем, чтобы каждый ученик
мог выбрать себе задание по силам. Задача учителя помочь сделать этот выбор.
В
качестве примера имеются разработки
урока - исследования по теме «Архимедова сила» и урока-исследования по теме
«Кристаллические и аморфные
тела. Механические свойства твердых
тел»
|