Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:55
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Учебно-познавательная деятельность – источник возникновения и развития познавательных интересов.
10:36
Учебно-познавательная деятельность – источник возникновения и развития познавательных интересов.

     В развитии  интереса  к  предмету  нельзя  полностью  полагаться  на  содержание  учебного  материала. Сведение  истоков  познавательного  интереса  только  к  содержательной  стороне  материала  приводит  лишь  к  ситуативной  заинтересованности  на  уроке. Если  учащиеся  не  вовлечены  в  активную  деятельность, то  любой  содержательный  материал  вызовет  у  них  созерцательный  интерес  к  предмету, который  не  будет  являться  познавательным  интересом. Поэтому  на  уроках  необходимо  применять  самые  разнообразные  виды  деятельности  учащихся. Вот  примеры  деятельности  учащихся  на  различных  уроках.

      Лабораторные  работы.

       а) Если  целью  работы  является  важный  физический  вывод. При  выполнении  работы  «Сравнение  количеств  теплоты  при  смешивании  воды  разной  температуры»  большинство  действий  знакомы  учащимся, сами  по  себе  эти  действия  могут  быть  не  интересны. Они  вызывают  желание  как  можно  лучше  выполнить  их, если  «окрашены установкой» (зачем  это  делаем?), лично  значимой  для  ученика (сравнить  количество  теплоты, отданное  горячей  водой, и  количество  теплоты, полученное  холодной  водой, -  задание,  в  котором  нет  «обоснования»  для  желания  его  выполнить). Установка  на  получение  вывода, затрагивающая  личностные  качества  учеников, приводит  к  заинтересованности  учащихся  учебной  деятельностью.

     б)Если  целью  работы  является  овладение  способом  измерения  физических  величин.

Установка  на  интерес  в  этих  работах  создается  пониманием  практической  значимости  изучаемого  прибора. Сами  приборы  в  большинстве  новы  для  учащихся  и  вызывают  вполне  обоснованное  любопытство. Но  работа  становится  действенным  стимулом  познавательного  интереса, если  создаются  условия, в  которых  учащимся  интересен  и  результат  деятельности, и  ее  процесс.

     в) Если  это работа  на  расчет  какой – либо  физической  величины, данные  для  которого  должны  быть  получены  самостоятельно, например, работа «Определение  удельной  теплоемкости  вещества». Успех  этой  работы  зависит  не  столько  от  сформирован-ности  умения  пользоваться  отдельными  приборами, сколько  от  овладения  алгоритмом  решения  познавательной  задачи. Обычно  эта  работа  вызывает  много  трудностей  у  учащихся. Математическая  обработка  результатов  опыта  занимает  основное  время  и  нередко  заслоняет  основную  цель  работы. В  этом  случае  формирование  познавательности  может  идти  в  два   этапа. Первый, подготовительный, прямо  не  участвующий  в  лабораторной  работе – тренировка, отработка  алгоритма  и  отдельных  практических  действий  на  предыдущем  уроке. Второй  этап – само  проведение  работы.

      На  примере  выполнения  лабораторных  работ  учебно-познавательные  действия  учащихся  становятся  стимулами  познавательного  интереса, если  условия  их  протекания  способствуют  проявлению  не  только  объективного, но  и  субъективного  характера  деятельности. Деятельность  будет  лично  интересна  ученику (субъективно  интересна), если  ему  ясно, зачем  он  действует(причем, эта  цель  ему  лично  важна), каковы  способы  деятельности  и  оценки  ее  результата. В  этом  случае  стимулами  познавательного  интереса  являются  положительный  настрой  на  выполнение  задания, желание  оценить  свои  возможности, дать  самооценку  результату  деятельности.

          Решение  задач.

На  таких  уроках  ведущими  стимулами  интереса  являются  овладение  новыми  способами  деятельности, возможность  экспериментальной  проверки  результата  решения. Например, по  теме  «Плавление»(8кл) для  задач  типа: почему  кусочек  олова  можно  расплавить  в  пламени  свечи, а  такой  же  массы  кусочек  железа  нельзя? можно  ли  расплавленным  металлом  заморозить  воду?  мотивировкой, обоснованием  является  формированием  понятия  температуры  плавления, а «фактором  интереса» - неожиданные  сопоставления (например, заморозить  воду  расплавленным  металлом)

Для  задач  типа: по  графику  процесса  плавления  определить  начальную  температуру  тела, время  наблюдения, название  вещества, для  которого  построен  график -- мотивировкой  является  развитие  умения  логически  мыслить, «фактором  интереса» - новизна  восприятия  за  счет  разнообразия  способов  задания  условия.

На  одном  из  уроков  по  теме  «Атмосферное  давление» план  решения  качественных  задач  может  быть  таков: в  классе  выдвигают  гипотезу (одну  или  несколько), предлагают  объяснение, затем  проверяют  экспериментом. Пример. В  большую  пробирку  с  водой  вставить  малую  и  перевернуть  их  вверх  дном. Почему  по  мере  вытекания  воды  малая  пробирка  втягивается  в  большую? По  мере  решения  данной  задачи  ребята  применяют  знания  об  атмосферном  давлении  и  то  же  время  осознают (закрепляют) опыт  Торричелли.  

      Подбираю  задачи  так, чтобы  каждая  из  них  «поворачивала» изучаемый  материал  новой  стороной, все  больше  включая  пройденный  ранее  материал, чтобы  ученики  как  бы  поднимались  «со  ступеньки  на  ступеньку». Таким  образом,  возникает  «азарт» (cмогут  ли?) и  познавательный  интерес  за  счет  того, что  каждая  новая  задача  как  бы  ставит  вопрос  предыдущей, чуть  изменяя  его (а  что  же  теперь?), и  для  его   решения  требуется  к  усвоенному  способу  рассмотрения  все  время  добавлять  усвоенные  ранее  отдельные  способы  деятельности  при  решении  задач  в  новых  ситуациях. Важно, что  при  этом  действительно  в  единстве  осуществляется  процесс  обучения, развития  и  воспитания  учащихся. 

   Изучение  нового  материала.

Новый  материал  часто  излагается  информационно-иллюстративным  методом. Но  урок  можно  построить  и  по  другому. Например, проблемный  урок  по  теме  «Испарение». В  начале  урока  ставится  задача: найти  объяснение  явлению  испарения. Ученикам  напоминают  схему  научного  познания  в  физике: наблюдения-гипотеза-эксперимент-теория-практика. Учитель  предлагает  провести  исследование  явления. Затем  ученики  анализируют  теоретическую  модель  и  выдвигают  гипотезы: от  какого  фактора  зависит  скорость  испарения? Гипотезы  экспериментально  подтверждаются, опыты  анализируются, делается  вывод  о  поглощении  энергии  при  испарении. Закрепление  материала  проходит  в  виде  повторного  объяснения  учителя.

 

 

          2.Приобщение  учащихся  к  методам  научного  исследования.

В  каждом  ученике  живет  страсть  к   открытиям  и  исследованиям. Даже  плохо  успевающий  ученик  обнаруживает  интерес  к  предмету, если  ему  удается  что-нибудь  «открыть»: установить  закон  плавления  тел, исследовать  зависимость  силы  тока  от  напряжения  и  сопротивления  проводника, определить  фокусное  расстояние  линзы  и  т.д. В  процессе  выполнения  опытов  проявляется  самостоятельная  мыслительная  деятельность  учащихся. Им  приходиться  сравнивать, анализировать  явления, делать  выводы  о  наблюдаемых  закономерностях. Активный  поиск  решения  поставленной  задачи  приводит  к  созданию  у  учащихся  устойчивых  познавательных  интересов, выросших  на  базе  их  ситуативной  заинтересованности. В  этом  случае  интерес  к цели, результату  совпадает  с  интересом  к  достижению  этой  цели, и  учащиеся  с  интересом  работают  в  течение  всего  урока, проявляя  непроизвольное  внимание.

 Но  важным  условием  воспитания  интереса  к  предмету  является  доступность  и  посильность  выполнения  задания  для  каждого  школьника. Прежде  всего я  стремлюсь  четко  поставить задачу  и  объяснить  цель  проведения  опыта. В  конце  урока  очень  важным  является  обсуждение  результатов  самостоятельных  опытов  учащихся. Они  выдвигают  свои  теории, думают, спорят. Естественно, их  ответы  не  всегда  могут  быть  правильными. Сравнения  правильных  и  неправильных  понятий  приводят  к  более  прочному  усвоению  знаний. Ученик  чувствует  себя  почти  что  первооткрывателем, приобретает  вкус  к  науке.

 

          3. Разнообразие  методики   проведения  уроков.

        Различные  формы  проведения  уроков  не  только  разнообразят  учебный  процесс, но  и  вызывают  удовлетворение  от  самого  процесса  труда. Применение  различных  организационных  приемов  активизируют  школьников, предоставляют  им  возможность  участвовать  в  различных  видах  деятельности, что  и  приводит  к  развитию  познавательных  интересов.  

Методическое  разнообразие  урока  неразрывно  связано  с  его  содержанием, целями  урока, возрастными  особенностями  учащихся, личностью  самого  учителя.

 

Категория: Учителям | Просмотров: 643 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz