Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:31
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Приобщение учащихся к современным научным достижениям.
10:36
Приобщение учащихся к современным научным достижениям.

   Опыт  показывает, что  учащиеся, особенно  старших  классов, проявляют  большой  интерес  к  современному  состоянию  науки.

   Сообщаю  учащимся  11 класса, что  классическая  электронная  теория, законы  которой

используются  до  сих  пор, не  смогла  правильно  объяснить  природу  проводимости  твердых  тел. Современная  теория  проводимости  опирается  на  законы  квантовой  физики. Бурное  развитие  квантовой  физики  в  начале  нашего  века  привело  к  выводу:

уравнения  классической  электродинамики  неприменимы  в  макромире, где  необычайно  малы  изучаемые  объекты. Несмотря  на  все  это, «язык  Ньютона  и  Максвелла  остается  языком  физиков  на  все  времена» (Н. Бор).

      Включение  в  программу  вопросов  современной  физики  часто  невозможно  из-за небольшого  количества  времени, отводимого  на  изучение  темы, недостаточной  подготовки  учащихся, сложного  математического  аппарата  современной  физики. Но  минимальные  сведения  я  стремлюсь  дать  учащимся  на  уроках, сообщаю список  необходимой  литературы, провожу  дополнительные  занятия  для  желающих. Можно  также проводить  факультативные  занятия,  кружки, курсы  по  выбору.

 

                                          *   *   *   *   *   *   *   *   *   *

Содержание  науки  физики  и, значит, физики  как  учебного  предмета  имеет  ряд  специфических  особенностей, которые  могут  вызвать  переживания  учащихся  и  которые  необходимо  учитывать  с  целью  создания  и  укрепления  познавательного  процесса:

  1.Логическая  стройность  и  красота  физических  теорий.

А Эйнштейном  были  выдвинуты  два  критерия  оценки  физических  теорий: внешнего. т.е. истинности  теории, и  внутреннего  совершенства. Эти  критерии  лежат  в  основе  понятия  красоты  физической  теории. Вот  факторы, наличие  которых  в  изложении  учителя  позволяет  обеспечить  положительный  эмоциональный  настрой  учащихся  к  изучению  теоретического  материала:

  а) необходимость  возникновения  теории;

  б) логическая  стройность  рассуждений;

  в) большое  число  логических  следствий. вытекающих  из  построенной  модели; 

  г) возможности  данной  теории  для  объяснения  определенной  группы  явлений (границы  ее  применимости);

  д) практическое  использование  теории.

  2.Возможность  экспериментального  обоснования  научных  положений.

     У  учителя  есть  возможность  настолько  приблизить  физические  явления  и  законы  к  ученикам, чтобы  они  стали  вместе  с  ним  исследователями  этих  явлений. Это  касается  в  первую  очередь  экспериментальных  законов (закон  Паскаля, законы  электрического  тока, газовые  законы).

      Получение  результатов  эксперимента  всегда  связано  с  переживанием: радость  от  совпадения  предсказанного  результата  и  полученного, разочарование  и  озабоченность  неудачей, удивление  перед  новым  неожиданным  результатом. Поэтому  каждый  опыт  сам  по  себе  заинтересовывает  учащихся. Кроме  того, уверенность  учащихся  в  возможности  экспериментального  подтверждения  научных  фактов  заставляет  их  с  особым  уважением  относиться  к  предмету, где  каждое  положение  доказуемо.

 

 

  3.Парадоксальность  физических  знаний.

      О  парадоксальности  можно  говорить, когда  эксперимент  приводит  к  неожиданному  результату, который  нельзя  объяснить  с  позиций  существующих  взглядов. В  этом  случае  возникает  необходимость  в  изменении  теории, в  приведении  ее  в  соответствие  с  экспериментом  или  в  ее  замене. Парадоксальность  является  характерной  чертой  физики, вызывающей  эмоциональное  переживание.

       Учащиеся  7  класса  приходят  на  уроке  к  неожиданному  выводу: сила  давления  жидкости  на  дно  сосуда  не  зависит  от  его  формы. Этот   вывод  кажется  противоречащим  логике. Разрешение  загадки  гидростатического  парадокса  является   важным   стимулом  привлечения  внимания  учащихся  на  уроке.

      В  9  классе  раскрывается  парадоксальность  закона  инерции: житейские  представления  и  повседневный  опыт  приводят  к  мысли, что  без  силы  нет  движения. Но  ошибочность  этих  представлений  опровергается  работами  Ньютона  и  Галилея, которые, исходя  из  опыта, показали, что  прямолинейное  равномерное  движение – естественное  состояние  тела, а действие  на  данное  тело  другого  тела  лишь  изменяет  его  движение.

      Казалось  бы, чем  тяжелее  тело, тем  оно  быстрее  падает. На  эту  мысль  наталкивает  повседневный  опыт, так  именно  полагали  до  Галилея. Но  опыты  Галилея  с  несомненностью  доказали, что  все  тела  в  вакууме  падают  с  одинаковым  ускорением.

      Привлечение  учащихся  к  парадоксальности  важных  научных  фактов, конечно  же,   вызывает  их  интерес.

  4.Язык  физической  науки.

     «Если  Вы  хотите  узнать  природу, оценить  ее  красоту, то  нужно  понимать  язык, на  котором  она  разговаривает. Он  дает  информацию  лишь  в  одной  форме, и  мы  не  вправе  требовать  от  нее, чтобы  она  изменила  свой  язык, стараясь  привлечь  наше  внимание». Р.Фейман  далее  утверждает, что  математика – это  не  просто  язык  физики, это  язык  и  логика  вместе, это  орудие  для  размышления. Именно  язык  науки  дает  нам  возможность  сконцентрировать  в  минимальном  объеме  огромную  информацию  об  окружающем  нас  мире. Приведу  примеры:

     Движение  тела  описывается  формулой y=±x0±υ0t±at2/2. Отсюда  нам  становится  известным  характер  движения  тела. Его   положение  в  начальный  и  в  любой  другой  момент  времени, его  начальная  и  мгновенная  скорость  в  каждой  точке  пути, ускорение, путь  и  перемещение  в  любой  точке  траектории. направление  движения  относительно  системы  отсчета.

     Выражение  х=20sin(2t+π/3)  позволяет  определить, что  речь  идет  о  теле, совершающем  гармоническое  колебание, и  установить   13 (!) характеризующих  его  величин.

      На  уроке  можно  провести  игру – аукцион  среди  учащихся: кто  почерпнет  большую  информацию  из  данной  формулы  или  графика. Когда  возможности  ребят  исчерпываются, «подкинуть»  им  в  качестве  добавления  к  формуле  всего  одну  величину – массу, например (для  приведенной  выше  формулы). Игра  возобновляется. И  учащиеся  не  только  видят, но  и  чувствуют  те  огромные  возможности, которые  предоставляет  им  наука  физика  для  овладения  тайнами  природы.

      С  целью  понимания  языка  науки, развития  речи  учащихся  полезно  применить  на  уроке  сравнение  научного  и  художественного  видения  окружающего  мира. Например, явление  конвекции  в  метеорологии  описывается  так: «Пол  влиянием  притока  солнечной  радиации  вблизи  земной  поверхности  происходит  распределение  температуры  воздуха  по  высоте. В  результате  перегрева  отдельных  масс  воздуха  над  земной  поверхностью  возникают  конвекционные  потоки. Наиболее  благоприятные  условия  для  их  возникновения  создаются  днем. Благодаря  более  низкой  температуре  в  верхних  слоях  атмосферы  происходит  конденсация  водяных  паров  и  образование  облачности». То же  явление  писатель  описывает  иначе: «Погода  была  прекрасная. Жара  все  не  унималась. По  ясному  небу  едва-едва  неслись  высокие  и  редкие  облака, изжелта-белые, как  весенний  запоздалый  снег. Их  узорчатые  края, пушистые  и  легкие… медленно, но  видимо  изменялись  с  каждым  мгновением: они  таяли, эти  облака, и  от  них  не  падало  тени» (Тургенев  И. С.)

 Умение  выразить  смысл  понимаемого  своими  словами  издавна  рассматривается  как  понимание. Поэтому  одной  из  важных  задач  учителя  является  сделать  свою  речь  доступной  и  интересной  для  учащихся. Право  пользоваться  образным  языком, метафорами, сравнениями, аналогиями  не  должно  быть  монополией  поэтов – оно  должно  быть  предоставлено  и  ученым.   

Категория: Учителям | Просмотров: 529 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz