Обращение к истории
науки покажет ученику, как
труден и длителен
путь ученого к
истине, которая сегодня формулируется
в виде короткого
уравнения или закона.
«Профессии»
ученого нельзя обучить
ни в школе, ни
в институте. Можно предлагать
на уроке учащимся
лабораторные работы,
фронтальные опыты, научить их
методам работы с
приборами, но нельзя сделать
из них первооткрывателей, если не
воспитать в них
любви к творчеству, желание дерзать, попытку выйти
за рамки существующих
представлений. Этот
настоящий интерес к
науке может привить
ученикам сама наука
всем своим прежним
опытом, своей волнующей историей, своим будущим.
К числу необходимых
сведений в первую
очередь относятся биографии
великих ученых и
история значительных научных
открытий.
Сведения об
истоках научных открытий
всегда воспринимаются учащимися
с большим интересом, потому что
они помогают увидеть
по-новому то, что стало
обычным и привычным. Набирая чернила
в ручку (или воду
шприцем), учащиеся наблюдают явление
поднятия жидкости за
поршнем. После рассказа учителя
о постройке в XVII
в. флорентийских насосов они
начинают с интересом
вдумываться в сущность
объяснения явления.
История физики
богата примерами, когда научное
предположение от его
опытного обоснования отделялось
большими интервалами времени. Существование атомов
было предсказано древними
греками, а открыты атомы
только в CIC в., нейтрино
предсказали в 1931 г., а
обнаружили в 1953 г. Сообщение учащимся
примеров неоправдавшихся гипотез
только поднимает в
их глазах значение
физики как экспериментальной науки. С 1919
по 1932 г. физики считали
справедливой протон –
электронную модель атомного
ядра, и только после
открытия нейтрона эта
неверная модель была
заменена современной протон – нейтронной моделью
ядра.
Демонстрации,
связанные с иллюстрацией
экспериментальных законов, дают учащимся
возможность как бы
следовать за мыслью
ученого, приобщаясь к таинству
открытия.
11лет упорнейших
трудов отделяют работы
Ампера о притяжении
параллельных токов
от открытия Фарадеем
электромагнитной индукции.
(В Королевском институте
в Лондоне установлен
памятник Фарадею с
многострадальной катушкой в
руках.)
Умелое знакомство
учащихся с историей
науки поднимает в
их глазах авторитет
предмета, возбуждает
в них желание
самим делать открытия. «Нам необыкновенно
повезло, что мы живем
в век, когда еще
можно делать открытия…Это
удивительное время, время волнений
и восторгов»
4.Жизненная
значимость, важность
физических знаний.
Познавательный интерес
только тогда будет
иметь прочную основу
для своего развития, когда связь
между содержанием учебного
материала и его
назначением в жизни
найдет постоянное место
в системе уроков.
Ученика
всегда увлекает применение
теоретических знаний, полученных на
уроке, для объяснения хорошо
известных ему явлений, даже
таких простых, как растворение
сахара в стакане
чая, впитывание чернил промокательной бумагой, выбивание пыли
из ковра и т.
д.
В 8
классе подробно изучаются
вопросы, связанные с электризацией
тел и электростатическим полем. Им
я рассказываю о
большом практическом значении
этих явлений. Пожары при
заправке самолетов горючим, радиопомехи, искажение показаний
измерительных приборов,
отрицательное влияние на
ход производственных процессов
и качество продукции
в текстильной и
полиграфической промышленности –
это далеко не
полный перечень опасностей
от статического электричества. Однако оно
может быть и
верным помощником человека, если его
законы поставить на
службу практическим целям. Я рассказываю об
электрофотографии, электрическом
осаждении пыли, смещении разнородных
материалов, нанесении ворса и
напылении порошков, окраске деталей,
очистке зерна, обогащении редких
руд и т. д.
Особенно
важно показать учащимся
практическое использование «трудного»
материала. При изучении явления
интерференции света объясняю
учащимся, какое практическое значение
имеет данное явление: контроль качества
обработки поверхностей,
измерение малых длин
и углов, «просветление» оптики
приборов, определение
степени закалки металлического изделия
по изменению «цвета
побежалости», анализе крови интерференционным методом
и т. д.
При изучении
газовых законов обращаю
внимание на их
применение при сжатии
газов в двигателях
внутреннего сгорания,
подъеме нагретого воздуха
с поверхности земли, при
работе различных пневматических устройств. Тему «Механические
колебания» многие учащиеся
считают неинтересной. Но мнение
ребят меняется, когда они
узнают сведения о
большом практическом значении механических колебаний:
вибрация на
строительстве (уплотнение бетона,
вибропогружение свай, уплотнение оснований
под фундаменты жилых
зданий, машин, мостовых
сооружений), вибрация в заводских
цехах (при получении чугунного
литья высокого качества, вибрационное точение
при обработке жаропрочных
и нержавеющих сталей, дробление металлической
стружки, мешающей обработке металла, пневматические инструменты
и машины), вибрация на
транспорте (вибрационные конвейеры,
транспортировка материалов,
нагретых до 700°С,
сельскохозяйственные машины для
сортировки зерна,
авторазгрузчики, приспособления для уменьшения
бортовой качки судов), гравиметрическая разведка
полезных ископаемых.
Осознание
жизненной значимости изучаемого
материала ярко проявляется
при решении качественных
задач. «Почему в холодных
помещениях часто бывает
сыро?»,
«Почему роса
обильнее всего после
жаркого дня?», «Почему днем
окна домов кажутся
черными?» и т. д.
|