Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 19:21
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Использование на уроках сведений из истории физики.
10:35
Использование на уроках сведений из истории физики.

Обращение  к  истории  науки  покажет  ученику, как  труден  и  длителен  путь  ученого  к  истине, которая  сегодня  формулируется  в  виде  короткого  уравнения  или  закона.

«Профессии»  ученого  нельзя  обучить  ни  в  школе, ни  в  институте. Можно  предлагать  на  уроке  учащимся  лабораторные  работы, фронтальные  опыты, научить  их  методам  работы  с  приборами, но  нельзя  сделать  из  них  первооткрывателей, если  не  воспитать  в  них  любви  к  творчеству, желание  дерзать, попытку  выйти  за  рамки  существующих 

представлений. Этот  настоящий  интерес  к  науке  может  привить  ученикам  сама  наука  всем  своим  прежним  опытом, своей  волнующей  историей, своим  будущим.

К   числу  необходимых  сведений  в  первую  очередь  относятся  биографии  великих  ученых  и  история  значительных  научных  открытий.

    Сведения  об  истоках  научных  открытий  всегда  воспринимаются  учащимися  с  большим  интересом, потому  что  они  помогают  увидеть  по-новому  то, что   стало  обычным  и  привычным. Набирая  чернила  в  ручку (или  воду  шприцем), учащиеся  наблюдают  явление  поднятия  жидкости  за  поршнем. После  рассказа  учителя  о  постройке  в  XVII в. флорентийских  насосов  они  начинают  с  интересом  вдумываться   в  сущность  объяснения   явления.

    История  физики  богата  примерами, когда  научное  предположение  от  его  опытного  обоснования  отделялось  большими  интервалами  времени. Существование  атомов  было  предсказано  древними  греками, а  открыты  атомы  только  в  CIC в., нейтрино  предсказали  в  1931 г., а  обнаружили  в  1953 г. Сообщение  учащимся  примеров  неоправдавшихся  гипотез  только  поднимает  в  их  глазах  значение  физики  как  экспериментальной  науки. С 1919  по  1932 г. физики  считали  справедливой  протон – электронную  модель  атомного  ядра, и  только  после  открытия  нейтрона  эта  неверная  модель  была  заменена  современной  протон – нейтронной  моделью  ядра.

    Демонстрации, связанные  с  иллюстрацией  экспериментальных  законов, дают  учащимся  возможность  как  бы  следовать  за  мыслью  ученого, приобщаясь  к  таинству  открытия.

    11лет  упорнейших  трудов  отделяют  работы  Ампера  о  притяжении  параллельных  токов 

от  открытия  Фарадеем  электромагнитной  индукции.

  Королевском  институте  в  Лондоне  установлен  памятник  Фарадею  с  многострадальной  катушкой  в  руках.)

 Умелое  знакомство  учащихся  с  историей  науки  поднимает  в  их  глазах  авторитет 

предмета, возбуждает  в  них  желание  самим  делать  открытия. «Нам  необыкновенно  повезло, что  мы  живем  в  век, когда  еще  можно  делать  открытия…Это  удивительное  время, время  волнений  и  восторгов»

 

  4.Жизненная  значимость, важность  физических  знаний.

 

       Познавательный  интерес  только  тогда  будет  иметь  прочную  основу  для  своего  развития, когда  связь  между  содержанием  учебного  материала  и  его  назначением  в  жизни  найдет  постоянное  место  в  системе  уроков.

      Ученика  всегда  увлекает  применение  теоретических  знаний, полученных  на  уроке, для  объяснения  хорошо  известных  ему  явлений, даже  таких  простых, как  растворение  сахара  в  стакане  чая, впитывание  чернил  промокательной  бумагой, выбивание  пыли  из  ковра  и  т. д.

     В  8 классе  подробно  изучаются  вопросы, связанные  с  электризацией  тел  и  электростатическим  полем. Им  я  рассказываю  о  большом  практическом  значении  этих  явлений. Пожары  при  заправке  самолетов  горючим, радиопомехи, искажение  показаний  измерительных  приборов, отрицательное  влияние  на  ход  производственных  процессов  и  качество  продукции  в  текстильной  и  полиграфической  промышленности – это  далеко  не  полный  перечень  опасностей  от  статического  электричества. Однако  оно  может  быть  и  верным  помощником  человека, если  его  законы  поставить  на  службу  практическим  целям. Я рассказываю  об  электрофотографии, электрическом  осаждении  пыли, смещении  разнородных  материалов, нанесении  ворса  и  напылении  порошков, окраске  деталей,  очистке  зерна, обогащении  редких  руд  и  т. д.

     Особенно  важно  показать  учащимся  практическое  использование  «трудного»  материала. При  изучении  явления  интерференции  света  объясняю  учащимся, какое  практическое  значение  имеет  данное  явление: контроль  качества  обработки  поверхностей, измерение  малых  длин  и  углов, «просветление»  оптики  приборов, определение  степени  закалки  металлического  изделия  по  изменению  «цвета  побежалости», анализе  крови  интерференционным  методом  и  т. д.

     При  изучении  газовых  законов  обращаю  внимание  на  их  применение  при  сжатии  газов  в  двигателях  внутреннего  сгорания, подъеме  нагретого  воздуха  с  поверхности  земли, при  работе  различных  пневматических  устройств. Тему  «Механические  колебания»  многие  учащиеся  считают  неинтересной. Но  мнение  ребят  меняется, когда  они  узнают  сведения  о  большом  практическом  значении механических  колебаний:

  вибрация  на  строительстве (уплотнение  бетона, вибропогружение  свай, уплотнение  оснований  под  фундаменты  жилых  зданий, машин, мостовых  сооружений), вибрация  в  заводских  цехах (при  получении  чугунного  литья  высокого  качества, вибрационное  точение  при  обработке  жаропрочных  и  нержавеющих  сталей, дробление  металлической  стружки, мешающей  обработке  металла, пневматические  инструменты  и  машины), вибрация  на  транспорте (вибрационные  конвейеры, транспортировка  материалов, нагретых  до  700°С, сельскохозяйственные  машины  для  сортировки  зерна, авторазгрузчики, приспособления  для  уменьшения  бортовой  качки  судов), гравиметрическая  разведка  полезных  ископаемых.

    Осознание  жизненной  значимости  изучаемого  материала  ярко  проявляется  при  решении  качественных  задач. «Почему  в  холодных  помещениях  часто  бывает  сыро?»,

 «Почему  роса  обильнее  всего  после  жаркого  дня?», «Почему  днем  окна  домов  кажутся  черными?» и  т. д.

Категория: Учителям | Просмотров: 528 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz