Поток информации,
поступающий с помощью радио, телевидения, газет, журналов,
научно – популярных
книг, очень велик. Эти
донаучные представления создают
у
школьников
кажущееся мнение о том,
что это
уже «известно», приводят к
угасанию ориентировочного рефлекса,
к исчезновению удивления.
Однако
содержание учебного материала
почти всегда дает
возможность рассмотреть
его под новым
углом зрения. «Новое» можно узнать
и о давно
известных вещах.
Важно, чтобы
учитель постоянно подчеркивал
этот факт. Например, на уроках
природоведения ребята узнают
о том, что все тела состоят
из мельчайших частиц.
Понятия «молекула»,
«атом» для современных семиклассников не
новы. Но именно
на уроках физики
они узнают о том,
что эти
частицы обладают определенными
свойствами. Они находятся в
постоянном движении, между ними
действуют силы взаимного
протяжения и отталкивания. Эти неизвестные факты о
давно известных вещах
поражают и заинтересовывают ребят. Оказывается, множество хорошо известных фактов
объясняются именно с
точки зрения теории
строения вещества.
«Почему, проходя
мимо столовой, мы чувствуем
аппетитный запах?», «Почему чернильные
пятна на столе
легче удалить сразу
после того, как пролиты
чернила, и значительно труднее
сделать это впоследствии?»
Долг учителя – научить ученика
удивляться обычным (знакомым)
явлениям.
На уроках математики
учащиеся решают множество
задач «на движение». Вопрос о
скорости движения транспорта, пешехода и
формула s = υ·t знакомы ребятам. Формируя понятие
скорости в 7 классе, учитель должен
помнить об этом. Поэтому
я подбираю, какие сведения
можно сообщить учащимся, чтобы это
известное понятие по–новому
раскрылось перед ними. Скорость имеет
направление, скорость – понятие
относительное. Оказывается, что
скорость учащихся, сидящих в классе
за партами, равна
и нулю, и 30 км/с
в зависимости от
того, рассматриваем ли
мы эту скорость
относительно Земли или
Солнца. Это обновление содержания
материала стимулирует познавательные интерес, тем
самым вызывая и
развивая интерес к
знаниям.
Возможность
в прежних знаниях
видеть новое, более глубокие
стороны, связи и
отношения является важнейшим
стимулом развития интереса
к предмету.
Вопрос о
природе электрического тока в жидкостях
знаком учащимся 11
класса из курса
физики 8 класса и
курса химии. Поэтому на
данном уроке особенно
важно подчеркнуть то
новое, что должны знать
ученики. Например, они не знают, почему
водные растворы органических
веществ в большинстве
своем не являются
проводниками электрического тока. Теперь
объясняю. Не все неорганические вещества
при растворении диссоциируют
на ионы (например, хлористый водород
в толуоле или
перманганат калия в
ацетоне). Неожиданными для учащихся
являются результаты опытов, доказывающие отсутствие
проводимости этих веществ.
Как
правило, учащиеся хорошо усваивают
формулировку III
закона Ньютона и
иллюстрирующие его примеры, но
решение задач, связанных с
применением этого
Закона, часто
вызывает затруднения. Это происходит
потому, что житейские и
научные представления учащихся
не совпадают. Обратить внимание
на это несовпадение
и усилить его
помогает следующий пример. Лошадь трогает
телегу с места. Они
движутся с каким – то ускорением. Из III
закона Ньютона следует, что, с какой
силой лошадь тянет
телегу, с такой же
точно силой, но в
противоположную сторону телега
действует на лошадь.
Чтобы
учащиеся увидели новое
в знакомом и
известном, стремлюсь научить их
быть наблюдательными.
Обновление
знаний играет двойную
роль: познавательная активность учащихся
вызывается их интересом
к знаниям и
вместе с тем
развивает этот интерес.
|