Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:12
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Возможности физики как учебного предмета для формирования познавательных интересов учащихся.
10:34
Возможности физики как учебного предмета для формирования познавательных интересов учащихся.

Опыт  показывает, что  не  любое  содержание  указанных  в  программе  разделов 

привлекает  интерес  учащихся. Но  все  темы  содержат  внутренние  возможности 

для  формирования  познавательных  интересов  учащихся. Нужна  только  соответствующая  методика  преподавания. Например, по  мнению  учащихся  тема « Элементы  статики» является  «одной  из  самых  неинтересных». Но  совместно  с  учениками  я  привожу  много  различных  практических  примеров  равновесия  тел  и  явлений,  связанных  с  изменением  этого  равновесия; объясняю, что   только  в  итоге  точных  расчетов  сооружаются  здания, тоннели, мосты, башни, трамплины, прочность и  устойчивость  которых  сочетаются  с  красотой  внешней  формы. Обращается  внимание  на  большую  устойчивость  любого  производственного  сооружения  или  предмета  домашнего  обихода. С  этой  целью  снижают  центр  тяжести  тела, располагая  все  тяжелые, массивные  детали  в  нижних  частях  конструкций. Для  уравновешивания  действующих  на  тело  сил  и  увеличения  устойчивости  тела  иногда  к  нему  подвешивают  добавочные  перегрузки, устраивают  различного  рода  балансиры, например, у  подъемных  кранов. В  конструкциях  каждого  из  объектов 

современного  транспорта  прежде  всего  уделяют  внимание  способности  машины   к  сохранению  устойчивого  положения. Такие  примеры  заинтересовывают  ребят  изучаемым  материалом. Содержание  темы  «Элементы  статики»  позволяет  обнаружить 

у  знакомых  явлений  и  предметов  (рычаг, сложение  сил, равновесие, центр  тяжести)

новые  стороны. Для  этого  обращаю  внимание  учащихся  на  «новые»  объяснения  встречающихся  в  жизни  явлений  с  точки  зрения  законов  статики  и  на  те  новые  понятия  (момент  силы, правило  моментов), которые  для  этого  необходимы.

Подобный  подход  к  изучению  темы  всегда  вызывает  интерес  у  учащихся.

     Планируя  темы  по  статике,  использую больше  экспериментальных   задач, фронтальных  опытов, лабораторных  работ. Тема  дает  возможность  привлечь  большой  и  интересный  материал  о  работах  Аристотеля, Архимеда, Стевина, Галилея, Бернулли  и  других  ученых  и  изобретателей. Содержание  темы  располагает  интересным  материалом  для  разнообразия  форм  деятельности  учащихся: проведение  урока – семинара  по  решению  творческих  задач, составление  и  проведение  дидактических  игр, урок – конференция, групповая  работа  по  решению  задач.

 

                            *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *   *

 

 

  Cуществует  пять  основных  критериев  интересности  содержания  учебного  материала.

 

   1.Новизна  учебного  материала, неожиданность  многих  выводов  и  законов.

      Физика  имеет  большие  возможности  показать  ученикам  то  новое, что  может  поразить  и  удивить  их. Примерами  являются темы  «Сила  тяжести  на  других  планетах», «Закон  всемирного  тяготения», «Условия  плавания  тел», «Глаз  как  оптическая  система», «Закон  Архимеда»  и  др. Сама  по  себе  новизна  темы  урока  не  вызовет  у  учащихся  интереса  к  ее  изучению. «Потенциальная  энергия», «Удельная  теплота  сгорания  топлива», «Закон  Бойля – Мариотта», «Интерференция   волн» - все  эти  темы  несмотря  на  их  новизну  при  простом  объявлении  об  их  изучении  не  вызывают  познавательной  активности  учащихся. Здесь  особенно  необходимо  создание  на  уроке  проблемной  ситуации. Чтобы  заинтересовать  учащихся,  преподношу  новую  информацию  так, чтобы  вызвать  эмоциональное  восприятие  темы. Для  этого  можно  сопоставлять  неожиданные  факты, обнаруживать  противоречия, вызвать  удивление, недоумение, вопрос, который  побуждает  к  поиску  истины. Нельзя  серо  и  буднично  констатировать  факты,  нужно  строить  объяснение  как  исследование, как  открытие. Итог  урока  должен  быть  как  озарением   для  учащихся. Поэтому  у  меня  есть правило  на  каждом  уроке  подводить  результат: «Итак, сегодня  на  уроке  мы  узнали…»

    Приведу примеры. При  изучении   интерференции  волн  ребят  поражает  тот  факт,  что  в  результате  наложения  двух  волн  с  одинаковой  частотой  и  амплитудой  в  точке  шнура, куда  придут  волны, обнаруживается  покой. Ученики  не  могут  самостоятельно  выделить  этот  факт. Я  подчеркиваю  необычность  явления  и  тем  самым  привлекаю  интерес  учащихся.  Аналогично  при  изучении  дифракции  света  можно  вызвать  эмоциональный  отклик  учащихся, сообщив  им  неожиданный  факт: если  на  пути  лучей  света  поставить  тонкую  проволоку, то  на  экране, стоящем  за  проволокой, мы  не  увидим  обычной  тени. Картина  на  экране  будет  представлять  собой  чередование  светлых  и  темных  полос, и  что  самое  неожиданное – в  центре  этой  картины  вместо  яркой  тени  будет  светлая  полоса. При  изучении   темы «Инерция»  удивительно  то, что  если  бы  поверхность  была  идеально  гладкой, то  тело  двигалось  бы  бесконечно  долго.

    Поиск  научного  объяснения  нового   факта  рождает  не  просто  удивление, а  живейший  интерес  к  уроку. Причем  это  объяснение  должно  быть  четким  и  доступным  для   учащихся.

    Кроме  этого  стимул  новизны  может  принимать  и  другую  форму, например выявление  новых  элементов  закономерностей  в  процессе  усвоения  знаний. На  уроках  физики  большой  познавательный  интерес  вызывает  «открытие»  закона  Ома,  вывод

формул  для  расчета  электрических  цепей, «открытие» закона  Архимеда  и  закона  плавания  тел, установление  статистических  закономерностей  в  мире  молекул, построение  графика  резонанса  механических  и  электрических  колебаний  и  т. д.

    Вовлекая  ребят  в  поиск, учитель  учит  их  размышлять, делать  выводы  из  фактов,

т.е. воспитывает  их  познавательную  активность, что  является  важным  условием  развития  познавательного  интереса. Такие  уроки  иногда провожу  как  уроки – исследования  с  соблюдением  всего  цикла  процесса  научного  творчества.

Категория: Учителям | Просмотров: 559 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz