Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 16:58
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Странные зеркала оператора РВС
10:21
Странные зеркала оператора РВС

Теория решения изобретательских задач предлагает в помощь воображению очень оригинальный инструмент. Называется он - оператор РВС (размер, время, стоимость). Это шесть вопросов, которые должен рассмотреть изобретатель. Что произойдет, если размеры предмета, о котором идет речь в задаче, начнут уменьшаться? Или, наоборот, будут увеличиваться? Что произойдет, если действие, которое мы рассматриваем, будет идти все медленнее и медленнее или все быстрее и быстрее? Как решать задачу, если введено дополнительное условие: стоимость новой машины должна быть равна нулю? Или наоборот: машина может быть неограниченно дорогой. Как тогда решается задача?

Шесть вопросов оператора РВС, как зеркала в "комнате смеха", искажают условия задачи... и заставляют работать наше воображение, помогают уйти от навязчивого образа старой системы. [2]

Перезвонка тарелок

Промышленность ежегодно выпускает сотни миллионов фаянсовых чашек, блюдец, тарелок. Каждое изделие дважды подвергают обжигу. После первого обжига изделия сортируют в зависимости от того, как прошел обжиг, а потом еще раз обжигают, подбирая для каждой группы наиболее подходящий режим. Сортировку ведут по звуку. Работница берет тарелку, осторожно ударяет ее молоточком и по "звонкости" звука определяет степень обжига. Операцию эту так и. называют - "перезвонка". Работа нелегкая: всю смену перекладывай тарелки, напряженно вслушивайся в негромкий "звон". И вот изобретатели решили создать автомат для "перезвонки". Типичный случай, когда старая система устарела и ее необходимо заменить чем-то принципиально иным. Изобретатели это понимали, но вот уйти от образа старой системы им не удалось. Была построена "рукастая" машина: она одной "рукой" брала тарелку и ударяла по ней молоточком, зажатым в другой "руке". Микрофон ловил звук, электронное устройство анализировало его и подавало команду к руке - куда класть тарелку.

Машину установили на фабрике. И тут выяснилось: работает машина медленнее человека. Попробовали увеличить скорость движения механических рук - машина стала бить тарелки. Пришлось работницам, как и раньше, вручную "перезванивать" горы тарелок... [2]

Применим оператор РВС. Представьте себе, что тарелка стала меньше двухкопеечной монеты. А потом еще меньше - как пылинка. Такую тарелку не зажмешь пальцами, не ударишь по ней молоточком. Для тарелки-пылинки нужен невесомый молоточек... А если ускорить действие? Пусть тарелка имеет обычные размеры, но на "перезвонку" дается всего одна секунда... одна тысячная секунды... одна миллионная секунды. За такой  короткий промежуток времени звук просто не дойдет до ушей контролера или до микрофона. Значит, нужно что-то более быстрое, чем звук. Быстрее звука - свет! А что, если "ударить" по тарелке светом (ведь это невесомый молоток!) и поймать отраженный луч, "прислушаться" к нему?..

Оператор РВС не предназначен для получения ответа на задачу. Он должен лишь устранить психологическую инерцию, присущую нашему мышлению. Странные зеркала оператора РВС - инструменты для первоначальной работы над задачей. Если вам приходилось паять, вы знаете, что сначала надо кислотой очистить спаиваемые поверхности, снять с них налет окислов. Нечто подобное делает с задачей (и с нашим мышлением) оператор РВС. Бывает, после применения оператора РВС задача становится настолько легкой, что, собственно, ее и решать не приходится.

Взять хотя бы задачу о тарелках. Оператор РВС дал подсказку: хорошо бы заменить молоточек световым лучом. Для проверки тарелок это новый принцип. Но, может быть, другие изделия уже проверяют просвечиванием? Может быть, уже придуманы для этого приборы? Тогда мы возьмем готовый прибор, немного переделаем, приспособим для проверки тарелок - и всё, можно внедрять.

Где приходится проверять маленькие керамические детали? Каждый радиолюбитель знает резисторы, очень распространенные радиодетали, сделанные из керамики. Конечно, резисторы проверяют. По размерам они намного меньше тарелок. Резисторы не проверишь "перезвонкой", поэтому их контролируют с помощью света: в зависимости от степени обжига резисторы по-разному пропускают и отражают лучи света. Световой автомат сортирует тысячи резисторов в час. Немного переделать автомат - и он избавит работниц от ручной "перезвонки" тарелок. Полистайте бюллетень изобретений, и вы сразу убедитесь, что мы на верном пути: мелкие предметы проверяют не по звуку, а на просвет. Скажем, зернышко риса. Его "обжигает" солнце, а контроль этого "обжига" - при определении степени созревания - ведут лучом света; есть такое авторское свидетельство. [2]

Посмотрите, что получается. Применяя оператор РВС, мы словно нарочно усложняем задачу, но решение ее облегчается! Происходит это потому, что оператор РВС помогает нам избавиться от психологической инерции и взглянуть на задачу непредвзято.

§ 10. Слова и психологическая инерция

Оператор РВС сильный, но не единственный инструмент для преодоления психологической инерции. "Носителями" психологической инерции могут быть слова, в особенности специальные термины. Ведь термины существуют для того, чтобы точнее отражать то, что уже известно. А изобретатель должен выйти за пределы известного и тем самым сломать устоявшиеся представления "охраняемые" терминами. Поэтому задачу даже самую сложную! - надо пересказать "простыми словами". Если, например, в задаче упоминается "микрометрический винт", можно заменить эти слова более простыми - "стержень, который очень точно перемещается". Исчезло слово "винт"- и сразу стало ясно, что решение не обязательно связано с  "ввинчиванием".

Слова-ловушки наталкивают на неверные идеи. Поэтому в теории решения изобретательских задач есть очень важное правило: из условия задачи надо обязательно убрать все специальные термины, заменив их простыми словами.

"На занятиях по теории решения изобретательских задач был такой случай. Моряк предложил задачу об увеличении скорости продвижения ледокола сквозь лед. Задачу решил у доски инженер, не имевший никакого отношения к морю. И на доске появилась такая запись: "Штуковина должна свободно проходить сквозь лед, словно его не существует". Я сидел рядом с моряком и слышал, как он возмущался: "Хулиганство какое-то... Почему ледокол  это штуковина?!” [2]

Инженер поступил совершенно правильно. Ведь слово "ледокол" навязывает определенный путь решения: надо колоть, разрушать лед... А если научиться проходить сквозь лед, не ломая его? Поэтому "штуковина" - термин вполне уместный. Как "икс" в математике. Кстати, "штуковина" и в самом деле оказалась непохожей на ледокол. Представьте себе корпус корабля, у которого вырезан средний слой - тот слой, который находится на уровне льда. Или, скажем, десятиэтажный дом, у которого нет седьмого этажа. Корпус крупного ледокола как раз имеет высоту с десятиэтажный дом. Если одного этажа нет, лед (его толщина два-три метра) свободно пройдет сквозь отсутствующий этаж. И корабль сможет двигаться, не ломая лед.

Идеально было бы никак не соединить верхнюю и нижнюю части корпуса. Но практическое решение только приближается к ИКР. Приходится немного отступить от идеала, соединить обе части корпуса двумя прочными, узкими и острыми стойками-лезвиями. Они прорежут узкие щели во льду это намного легче, чем взламывать лед на всю ширину ледокола...

Задача была красиво решена, но моряк, предложивший задачу, остался недоволен. В ту пору шли эксперименты по разрушению льда гидропушками, было много изобретений на тему "давайте сильнее разрушать лед", а тут - "штуковина", которая проходит сквозь лед, почти не разрушая его. Непривычно!.. Шесть лет спустя был опубликован патент на полупогруженное судно (вот и возник новый термин!), потом появились другие патенты и авторские свидетельства. На верфях уже заложены первые "сквозь ледоходы". Как видите, для правильной оценки идеи изобретения тоже нужны воображение и знание законов развития технических систем... [2]

Приемы преодоления психологической инерции, используемые в ТРИЗ. кажутся чисто психологическими. На самом деле суть этих приемов в том, что они указывают направление, в котором закономерно развиваются технические системы. [2]

Категория: Учителям | Просмотров: 710 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz