Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:31
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Эра технических систем
10:20
Эра технических систем

Машины растут быстро, но ограничено. Они увеличиваются в десять, двадцать, сто раз... Однако наступает момент, когда дальнейший рост становится невыгодным. Тогда одна машина объединяется с другой, получается новая техническая система, небольшая, но имеющая резервы для роста.

Вспомним историю корабля. Первые корабли приводились в движение веслами. Сначала строили корабли с одним рядом весел, потом покрупнее - с веслами в два, три, четыре ряда... В Древнем Риме однажды соорудили корабль с тридцатью рядами весел! Гребцам было трудно согласованно работать веслами. Да и сами весла стали очень тяжелыми: расстояние от верхних рядов до воды превышало двадцать метров.

А потом появились корабли весельно-парусные. Их размеры тоже увеличивались, но уже не за счет нагромождения весел. Теперь совершенствовались паруса, и постепенно весельно-парусные корабли стали парусно-весельными, а затем и чисто парусными. Начался быстрый рост парусного оснащения: увеличивали число мачт, их высоту, делали паруса шире, устанавливали дополнительные паруса между мачтами... Потом был создан парусно-паровой корабль, и всё повторилось! парусно-паровые корабли постепенно уступили место паро-парусным, а затем и чисто паровым.

Каждый раз, когда происходят объединение А и Б в систему АБ возникает нечто принципиально новое, обладающее качествами, которых нет порознь у А и Б. Даже если система образуется по схеме А + А, все равно сумма равна не 2А, а чему-то большему. Одна лодка плюс одна лодка, объединенные в систему, это уже не две лодки, а катамаран с более высокой устойчивостью, "непереворачиваемостью". [2]

Эта важнейшая особенность систем хорошо видна на задаче о жуке-долгоносике.

 

 

Долгоносик

Однажды собрались ученые, чтобы обсудить, как бороться с жуком-долгоносиком. И тут выяснилось, что условия существования жука изучены еще очень слабо. Никто не знал, например, какова температура тела долгоносика.

- Жучок маленький, - сказал один учений, - обычным термометром не измеришь.

- Придется разрабатывать специальный прибор, - согласился другой. – Потеряем много времени...

И тут появился изобретатель.

- Не надо никаких новых приборов, - сказал он. - Возьмите обыкновенный...

Как вы думаете, что предложил изобретатель? [2]

Эта задача была напечатана в "Пионерской правде", причем в текст добавили слово "стакан". Изобретатель говорил: "Возьмите обыкновенный стакан..." Половина ответов, присланных читателями, гласила: "Надо взять стакан, наполнить его водой, бросить туда долгоносика и измерить температуру обычным термометром". Разумеется, это неправильный ответ: маленький долгоносик практически не изменит температуру воды. Подвела психологическая инерция: Если есть стакан - наполним его водой, он для того и существует...

Нужно наполнить стакан, коробку или мешочек долгоносиками и измерить температуру обыкновенным термометром. Сто долгоносиков, собранных вместе, образуют систему, обладающую новыми свойствами. Размеры этой системы намного больше размеров отдельных ее частей, поэтому измерение температуры не представляет никаких трудностей. [2]

В каждом выпуске бюллетеня изобретений можно встретить технические новшества, заключающиеся в том, что одинаковые или неодинаковые системы соединяют в одну систему. Запомните: объединение (противоположность ему - дробление) это уже седьмой прием в вашей коллекции.

Вот, например, авторское свидетельство № 408 586: котельные агрегаты, которые раньше располагалась в линию, предложено собрать в "кучу" в один блок. Упрощается строительство, сокращается длина водоводов и пароводов, достаточно одной дымовой трубы на весь блок. [2]

Обратите внимание: для образования системы надо соединить объекты так, чтобы появилось новое свойство. Например, если на моторную лодку просто установить снегоход (или мотоцикл), никакого изобретения не будет. Но изобретатель, получивший в США патент № 3 945 832, сумел сэкономить один двигатель: лодка приводится в движение мотором снегохода. Это уже система. [2]

Охотнику иногда надо иметь два ружья с разными зарядами - дробью и пулей. Но охотиться с двумя ружьями неудобно: приготовился стрелять из одного ружья, а потребовалось второе, надо менять ружья, а времени нет... Связать два ружья вместе? Когда-то так и делали. А потом догадались: в новой системе много одинаковых частей, можно их "сократить". В самом деле, зачем "связке" два приклада?! Лишние части "сократили", получилась современная двухстволка. [20]

Категория: Учителям | Просмотров: 570 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 paync  
0
drype

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz