64 [2]. Определить
сопротивление нихромового провода при комнатной температуре. Измерительное
средство – линейка. Дополнительная информация – справочник по физике.
Решение:
Сопротивление
проводника длиной можно вычислить из
соотношения , где - удельное сопротивление провода, - диаметр провода.
Диаметр
провода вычисляется через плотную намотку на карандаш. , где - длина намотки, - число витков (чем больше число витков, тем выше точность
измерений).
65 [2]. В вашем распоряжении
лабораторный реостат известного сопротивления. Определить род металла, из
которого изготовлен провод реостата. Измерительное средство – линейка.
Дополнительная информация – справочник по физике.
Решение:
Сопротивление
проводника зависит от его длины , площади , а также от металла, из которого он изготовлен.
.
Решим
это уравнение относительно удельного сопротивления провода:
. (1)
Сопротивление
реостата указано на его корпусе. Площадь поперечного сечения провода выразим
через его диаметр:
. (2)
Измерив длину намотки провода на барабане и поделив
ее на количество витков , получим диаметр провода:
. (3)
Длина провода определяется
формулой:
, (4)
где - диаметр намотки провода на барабан.
Решая совместно уравнения
(1), (2), (3) и (4) получаем:
.
Сравнение результата
вычислений с соответствующими табличными данными позволяют ответить на
поставленный в задаче вопрос.
66 [2]. В вашем распоряжении
раздвижной конденсатор, пластины которого представляют круг. Определить
электроемкость конденсатора. Измерительное средство – линейка. Дополнительная
информация – справочник по физике.
Решение:
Электроемкостью
двух проводников называют отношение заряда одного из проводников к разности
потенциалов между его обкладками.
или .
Электроемкость
плоского конденсатора определяется формулой , (1) где – электрическая
постоянная, - относительная
диэлектрическая проницаемость (характеристика вводимого внутрь диэлектрика), - площадь каждой
пластины, - расстояние между ними.
, (2) где – диаметр круга.
Уравнение (2)
подставим в уравнение (1), получим: .
67 [33]. М. В. Ломоносов.
Письмо о пользе стекла.
Вертясь, Стеклянный шар дает удары с блеском,
С громовым сходственны сверканием и треском.
Объясните явление.
Ответ:
В строках Ломоносова дается описание машины для получения электричества с
помощью трения. Когда натирали сукном вращающийся шар, а затем дотрагивались до
него рукой, то между шаром и рукой в темноте проскакивали искры и слышался
треск.
68 [33]. Ж. Верн. Опыт доктора
Окса.
По
теории доктора Окса, все замечательные свойства человеческого духа – доблесть,
мужество, талант, остроумие, воображение – обусловлены воздействием некоторого
газа. Доктор Окс решил воздействовать на население городка с помощью этого
газа, который он умел получать "в больших количествах и без особых затрат,
причем он не пользовался марганцевокислым натрием… а попросту разлагал слегка
подкисленную воду с помощью изобретенной им батареи”.
Что
это за газ?
Ответ:
Кислород.
69 [33]. Н. С. Лесков.
Соборяне.
"Реяли
молнии; с грохотом несся удар за ударом, и вдруг Туберозов видит перед собою
темный ствол дуба, и к нему плывет светящийся, как тусклая лампа, шар; чудная
искра посредине дерева блеснула ослепляющим светом, выросла в ком и
разорвалась. В воздухе грянуло страшное бббах!.. Дерево было как ножом срезано
у самого корня и лежало на земле…”
Какое
явление вы узнаете в этом эпизоде?
Ответ:
Шаровую молнию.
70 [33]. И. В. Гете. Фауст.
Но странно! Копий острия
Покрылись белыми огнями.
Над каждым кончиком копья
Взметнулось маленькое пламя.
Нечисто это и чудно.
Фауст.
О государь! Давным – давно,
Когда бывало море хмуро,
Ниспосылали Диоскуры
Такой же свет на корабли
В залог доплытья до земли.
Им поклонялись шкипера.
Они желают нам добра
И шлют нам это одобренье.
Какое
физическое явление вы узнаете в этом отрывке? Как воспринимались моряками
подобные явления?
Ответ:
Коронный разряд.
71 [33]. С. В. Чумаков. Приют
Пастухова.
"По
всей площадке над каждым выступом, над концами палок, державших бурки, спокойно
светили голубоватые огоньки. Они горели так ровно, словно был полный штиль. У
казака ярко светились усы, папаха, варежки. Андрей высунул из шалаша руку. И
чайник и рука немедленно вспыхнули голубым огнем… Оглушительный треск (молния).
Огоньки погасли, через несколько секунд засияли пуще прежнего. Лишь после
третьего удара грома… они погасли окончательно”.
Какое
явление описано в этом отрывке? Почему после вспышки молнии "огоньки погасли”?
Почему затем "засияли пуще прежнего”?
Ответ:
Коронный разряд. После вспышки молнии уменьшилась напряженность электрического
поля, поэтому огоньки погасли. Потом она опять возросла, и огоньки снова
засияли.
|