41 [2]. Определить число
молекул воздуха в прямоугольной коробке из-под обуви при нормальных условиях.
Измерительное средство – линейка.
Решение:
При
нормальных условиях Закон Авогадро гласит: в одном моле любого вещества
содержится одинаковое количество молекул, равное числу Авогадро.
Составим
пропорцию . Отсюда , где – объем пустого
коробка, - объем одного моля вещества, - число Авогадро.
, тогда .
.
42 [2]. Оцените, можете ли вы
удержать на вытянутой руке предмет с массой равной массе воздуха, который
находится в вашей комнате. Измерительное средство – линейка. Дополнительная
информация – справочник по физике.
Решение:
Масса
воздуха вычисляется по формуле , где - плотность воздуха, - объем помещения.
, где - длина, ширина, высота помещения.
Получаем
.
Параметры
определяются прямым
измерением.
43 [2]. Наполнить медицинский
шприц водой и по капле выдавить всю воду. Определить число молекул воды в
капле. Эксперимент проводится при нормальных условиях.
Решение:
Число
молекул в веществе определяется формулой: , где – число молей
вещества.
Т.
к. , и , где – масса одной капли.
Тогда
, где – плотность воды, - молярная масса воды,
- число Авогадро, - число капель, - объем всех капель.
44 [33]. А. М. Волков.
Волшебник Изумрудного города.
"Скоро
путешественники оказались среди невообразимого макового поля. Запах мака
усыпляет, но Элли этого не знала и продолжала идти, бесконечно вдыхая
сладковатый и усыпляющий аромат… Веки ее отяжелели, и ей ужасно захотелось
спать”.
Почему
запахи распространяются в воздухе?
Ответ:
распространение запахов объясняется диффузией и движением потоков воздуха.
45 [33]. Л. Н. Толстой. Как в
городе Париже починили дом.
"В
одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так,
чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены
железные ушки; потом сделал железную полоску, такую, чтобы она на вершок не
хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки
входили в ушки. Потом разогрел полосу на огне; она раздалась и достала от ушка
до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил ее так. Полоска стала
остывать и сжиматься и стянула стены”.
Какое
свойство твердых тел использовалось для стягивания стен?
Ответ:
Для стягивания стен использовалось свойство твердых тел расширяться при
нагревании и сжиматься при охлаждении.
46 [33]. И. В. Северянин.
Идиллия.
Разведи костер у борозд,
Где ковровые поля;
Пусть потрескивает хворост,
Согревается земля.
Почему
хворост потрескивает?
Ответ:
Воздух и водяные пары, содержащиеся в дереве, при нагревании расширяются и
разрывают волокна дерева, поэтому слышен треск.
47 [17]. "Ихтиандр". В романе
А. Беляева "Человек - амфибия" описан юноша, которому пересадили жабры акулы
так, что он мог жить под водой в море. Однако если даже допустить, что
проблема отторжения решена, это всё равно невозможно. Почему?
Ответ:
Для дыхания нужен кислород, а в воде его в 1000 раз меньше, чем в воздухе,
поэтому через жабры Ихтиандра должно проходить воды примерно во столько же раз
больше, чем воздуха через лёгкие. Но вода - жидкость и обладает высокой
теплоёмкостью. А снижение температуры человеческого тела ниже 35 градусов
опасно для жизни. Не случайно все морские организмы, которые дышат жабрами, -
хладнокровны.
Также
у акул нет жаберных крышек. И чтобы вода омывала жабры, акула вынуждена непрерывно
плавать... Но человек без продолжительного сна (в состоянии покоя) быстро
умирает!
Еще у акулы нет
плавательного пузыря. Нет его и у Ихтиандра, и поэтому архимедова сила у
него меньше силы тяжести, которая тянет его на дно. Этот недостаток акула
компенсирует с помощью жира. У акулы его особенно много в необычно большой для
рыб печени. Поэтому акулы необычайно прожорливы.
Да,
действительно, у Ихтиандра нет никаких шансов.
48 [2]. В вашем распоряжении
цилиндрический сосуд с холодной водой, заполненный до краев. Определить
температуру горячей воды (> 50 О С), находящейся в другом сосуде
большего объема. Измерительное средство – термометр с пределом измерения от 0
О С до 50 О С. Дополнительная информация – справочник по
физике. Теплообменом с окружающим пространством можно пренебречь.
Решение:
1.
Вылить из стакана половину холодной воды. Для этого стакан наклонить на угол 45
0.
2. Замерить температуру
холодной воды в стакане - .
3. Стакан с холодной водой
дополнить горячей водой.
4. Замерить температуру
смеси - .
5. Без учета потерь,
применим закон сохранения энергии.
Определили в каком
диапазоне температур этот способ не возможно применить для данного термометра.
49 [33]. М. М. Пришвин. Птицы
под снегом.
"У
рябчика в снегу два спасения: первое – это под снегом тепло ночевать, а второе
– снег тащит с собой на землю с деревьев разные семечки на пищу рябчику. Под
снегом рябчик ищет семечки, делает там ходы и окошечки вверх для воздуха”.
Почему
под снегом рябчику "тепло ночевать”?
Ответ:
Снег обладает плохой теплопроводностью.
50 [33]. К. Г. Паустовский.
Мещорская сторона.
"Сено
в стогах держит тепло всю зиму. Мне приходилось ночевать в стогах в октябре,
когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую
нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате…”
Почему
сено хорошо держит тепло?
Ответ:
Сено – плохой проводник тепла, так как между отдельными стебельками находится
воздух.
51 [33]. А. С. Пушкин. Кавказ.
Кавказ подо мною. Один в вышине
Стою над снегами у края стремнины;
Орел, с отдаленной поднявшись вершины,
Парит неподвижно со мной наравне.
Объясните,
почему орлы, ястребы и другие крупные птицы, парящие высоко в небе, могут
держаться на одной высоте, хотя и не машут крыльями?
Ответ:
Птицы могут парить в воздухе за счет конвекционных потоков.
|