Одним из эффективных приёмов, позволяющих сохранить
здоровье детей, с ОПФР, является использование в процессе обучения и развития
дыхательной гимнастики. По данным Л.Х. Марининой [3], здоровье на 10% зависит
от состояния воздушной среды и качества дыхания, а это, согласитесь, не мало!
Дыхательные упражнения позволяют развивать речевое дыхание, улучшать обменные
процессы, кровоснабжение (в том числе и головного мозга), способствуют
выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга,
усилению рефлекторных связей, повышают общую сопротивляемость организма, его
тонус, улучшают нервно-психическое состояние. Результатом правильного
использования дыхательных упражнений является улучшение работоспособности и
самочувствия ребёнка, дети становятся более спокойными, послушными и
жизнерадостными.
При проведении дыхательной гимнастики
необходимо соблюдать следующие условия.
1. Помещение, в котором
проводятся дыхательные упражнения, должно быть хорошо проветренным. В противном
случае, могут возникнуть головокружение и головная боль.
2.
Температура воздуха должна быть не ниже 22 градусов, поскольку в холодном
помещении невозможно достичь расслабленности мышц и гимнастика не будет
эффективной.
3. Нагрузку следует давать
дозировано (4 – 6 раз на каждое упражнение), поскольку наша главная задача
улучшить здоровье ребёнка, а не навредить.
4. Время выполнения всего
дыхательного комплекса должно составлять 5 – 7 минут.
5. Упражнения должны выполняться
равномерно и ритмично, вдох осуществляться максимально глубоко и только через
нос.
6. Дыхательный комплекс требует
постепенности освоения. Необходимо прибавлять по одному новому упражнению
каждую неделю только после освоения предыдущего.
При появлении дискомфорта гимнастику следует
немедленно прекратить!
Учителя-дефектологи проводят
дыхательную гимнастику на переменах, коррекционно-развивающих занятиях и в
дальнейшем, при условии прочного освоения комплексам, на уроках во время
физкультминуток. Перед освоением дыхательных комплексов следует уделить
внимание подготовительным упражнениям. Вот некоторые из них.
«Поём песенку». Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно
выдыхать воздух, произнося один или несколько гласных звуков. Выдох
контролируется ладонью.
«Снежинки». Сделать максимально глубокий вдох через нос. Струю
выдыхаемого воздуха направить на бумажную снежинку и сдуть её с ладони. Щёки
при этом не надувать.
«Футбол». Вдох через нос, плавный и длительный выдох через
рот. Ватный шарик загоняется направленной воздушной струёй в промежуток между
двумя кубиками. Данное упражнение можно выполнять командно. Победит тот игрок,
который забьёт в «ворота» больше «голов».
«Пропеллер». Сделать глубокий вдох через нос, слегка растянуть
губы в улыбке. Указательный палец ребёнка двигается из стороны в сторону перед
губами. Сильно выдувать воздух так, чтобы слышался «звук пропеллера» от
рассекаемого пальцем воздуха.
После выполнения подготовительных упражнений, следует переходить к
освоению комплексов дыхательных упражнений. Приведём пример такого комплекса.
Упражнение 1.
1) встать прямо, руки вдоль туловища;
2) сделать
полный глубокий вдох;
3) медленно
поднять руки над головой (руки напряжены);
4) задержать
дыхание на 2 – 3 секунды;
5) медленно опустить руки, постепенно
выдыхая воздух;
6) проделать очистительное дыхание.
Упражнение 2.
1) встать прямо, руки вытянуть вперёд;
2) сделать глубокий вдох, задержать
дыхание;
3) быстро отвести руки
назад, держа кулаки на уровне плеч (стараться отвести руки как можно дальше
назад), затем вернуть их в прежнее положение и повторить это ещё раз, всё время
удерживая дыхание;
4) с силой выдохнуть через
рот;
5) проделать очистительное дыхание.
Упражнение 3.
1) встать прямо, руки вытянуть перед
собой;
2) сделать глубокий вдох,
задержать дыхание;
3) быстро описать в воздухе
окружность, затем сделать такое же движение в обратную сторону, всё время
удерживая дыхание; с силой выдохнуть воздух через рот;
4) проделать очистительное
дыхание.
Упражнение 4.
1) встать прямо перед стеной, руки
вытянуть вперёд, прижав к стене ладони;
2) сделать глубокий вдох, задержать
дыхание;
3) приблизить
грудь к стене, удержав весь свой вес на руках;
4) медленно
отодвинуть корпус назад, опираясь на руки (мускулы тела напряжены);
5) с
силой выдохнуть через рот;
6) проделать
очистительное дыхание.
Кроме
того, существуют специальные дыхательные комплексы, позволяющие справиться с
конкретным заболеванием. Например, Александра Николаевна Стрельникова [5],
оперная певица и автор уникальной дыхательной гимнастики, разработала набор
упражнений, позволяющих преодолеть неврозы, невриты и депрессию, что
приобретает особое значение для учителей-дефектологов в свете увеличения нарушений
психической деятельности.
Данный
комплекс А.Н. Стрельниковой включает 3 упражнения: «Повороты головы», «Ушки» и
«Маятник головой», которые предваряют и завершают стандартный дыхательный
комплекс.
«Повороты
головы». Исходное положение: встаньте прямо. Справа – вдох, слева –
вдох. Выдох осуществляется в промежутке между вдохами, посередине, но голова
при этом не останавливается. Шея расслаблена, туловище и плечи неподвижны.
«Ушки».
Исходное положение: встать прямо. Правое ухо «идёт» к правому плечу – короткий
шумный вдох носом. Затем левое ухо «идёт» к левому плечу – тоже вдох. Выдох
осуществляется пассивно в промежутке между вдохами. Голова при этом не
останавливается, плечи остаются неподвижными.
«Маятник
головой». Встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Голову опустить
вниз, сделать активный и короткий вдох, поднять вверх – тоже вдох. Пассивный
выдох осуществляется в промежутке между вдохами, но голова не останавливается.
Шея при этом расслаблена.
Дыхательный комплекс А.Н.
Стрельниковой эффективен, но достаточно сложен для применения и требует
длительной систематической работы, поэтому используется, как правило, для
устранения серьёзных патологических нарушений.
В
заключении необходимо сказать, что только урок с использованием
здоровьесберегающих технологий поможет улучшить настроение, самочувствие и
результативность работы не только учащихся, но и самих учителей.
|