Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:31
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Дыхательные упражнения
09:58
Дыхательные упражнения

Одним из эффективных приёмов, позволяющих сохранить здоровье детей, с ОПФР, является использование в процессе обучения и развития дыхательной гимнастики. По данным Л.Х. Марининой [3], здоровье на 10% зависит от состояния воздушной среды и качества дыхания, а это, согласитесь, не мало! Дыхательные упражнения позволяют развивать речевое дыхание, улучшать обменные процессы, кровоснабжение (в том числе и головного мозга), способствуют выравниванию процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, усилению рефлекторных связей, повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшают нервно-психическое состояние. Результатом правильного использования дыхательных упражнений является улучшение работоспособности и самочувствия ребёнка, дети становятся более спокойными, послушными и жизнерадостными.

При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать следующие условия.

1. Помещение, в котором проводятся дыхательные упражнения, должно быть хорошо проветренным. В противном случае, могут возникнуть головокружение и головная боль.

2. Температура воздуха должна быть не ниже 22 градусов, поскольку в холодном помещении невозможно достичь расслабленности мышц и гимнастика не будет эффективной.

3. Нагрузку следует давать дозировано (4 – 6 раз на каждое упражнение), поскольку наша главная задача улучшить здоровье ребёнка, а не навредить.

4. Время выполнения всего дыхательного комплекса должно составлять 5 – 7 минут.

5. Упражнения должны выполняться равномерно и ритмично, вдох осуществляться максимально глубоко и только через нос.

6. Дыхательный комплекс требует постепенности освоения. Необходимо прибавлять по одному новому упражнению каждую неделю только после освоения предыдущего.

При появлении дискомфорта гимнастику следует немедленно прекратить!

Учителя-дефектологи проводят дыхательную гимнастику на переменах, коррекционно-развивающих занятиях и в дальнейшем, при условии прочного освоения комплексам, на уроках во время физкультминуток. Перед освоением дыхательных комплексов следует уделить внимание подготовительным упражнениям. Вот некоторые из них.

«Поём песенку». Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося один или несколько гласных звуков. Выдох контролируется ладонью.

«Снежинки». Сделать максимально глубокий вдох через нос. Струю выдыхаемого воздуха направить на бумажную снежинку и сдуть её с ладони. Щёки при этом не надувать.

«Футбол». Вдох через нос, плавный и длительный выдох через рот. Ватный шарик загоняется направленной воздушной струёй в промежуток между двумя кубиками. Данное упражнение можно выполнять командно. Победит тот игрок, который забьёт в «ворота» больше «голов».

«Пропеллер». Сделать глубокий вдох через нос, слегка растянуть губы в улыбке. Указательный палец ребёнка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух так, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

После выполнения подготовительных упражнений, следует переходить к освоению комплексов дыхательных упражнений. Приведём пример такого комплекса.

Упражнение 1.

1) встать прямо, руки вдоль туловища;

2) сделать полный глубокий вдох;

3) медленно поднять руки над головой (руки напряжены);

4) задержать дыхание на 2 – 3 секунды;

5) медленно опустить руки, постепенно выдыхая воздух;

6) проделать очистительное дыхание.

Упражнение 2.

1) встать прямо, руки вытянуть вперёд;

2) сделать глубокий вдох, задержать дыхание;

3) быстро отвести руки назад, держа кулаки на уровне плеч (стараться отвести руки как можно дальше назад), затем вернуть их в прежнее положение и повторить это ещё раз, всё время удерживая дыхание;

4) с силой выдохнуть через рот;

5) проделать очистительное дыхание.

Упражнение 3.

1) встать прямо, руки вытянуть перед собой;

2) сделать глубокий вдох, задержать дыхание;

3) быстро описать в воздухе окружность, затем сделать такое же движение в обратную сторону, всё время удерживая дыхание; с силой выдохнуть воздух через рот;

4) проделать очистительное дыхание.

Упражнение 4.

1) встать прямо перед стеной, руки вытянуть вперёд, прижав к стене ладони;

2) сделать глубокий вдох, задержать дыхание;

3) приблизить грудь к стене, удержав весь свой вес на руках;

4) медленно отодвинуть корпус назад, опираясь на руки (мускулы тела напряжены);

5) с силой выдохнуть через рот;

6) проделать очистительное дыхание.

Кроме того, существуют специальные дыхательные комплексы, позволяющие справиться с конкретным заболеванием. Например, Александра Николаевна Стрельникова [5], оперная певица и автор уникальной дыхательной гимнастики, разработала набор упражнений, позволяющих преодолеть неврозы, невриты и депрессию, что приобретает особое значение для учителей-дефектологов в свете увеличения нарушений психической деятельности.

Данный комплекс А.Н. Стрельниковой включает 3 упражнения: «Повороты головы», «Ушки» и «Маятник головой», которые предваряют и завершают стандартный дыхательный комплекс.

«Повороты головы». Исходное положение: встаньте прямо. Справа – вдох, слева – вдох. Выдох осуществляется в промежутке между вдохами, посередине, но голова при этом не останавливается. Шея расслаблена, туловище и плечи неподвижны.

«Ушки». Исходное положение: встать прямо. Правое ухо «идёт» к правому плечу – короткий шумный вдох носом. Затем левое ухо «идёт» к левому плечу – тоже вдох. Выдох осуществляется пассивно в промежутке между вдохами. Голова при этом не останавливается, плечи остаются неподвижными.

«Маятник головой». Встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Голову опустить вниз, сделать активный и короткий вдох, поднять вверх – тоже вдох. Пассивный выдох осуществляется в промежутке между вдохами, но голова не останавливается. Шея при этом расслаблена.

Дыхательный комплекс А.Н. Стрельниковой эффективен, но достаточно сложен для применения и требует длительной систематической работы, поэтому используется, как правило, для устранения серьёзных патологических нарушений.

В заключении необходимо сказать, что только урок с использованием здоровьесберегающих технологий поможет улучшить настроение, самочувствие и результативность работы не только учащихся, но и самих учителей.

Категория: Учителям | Просмотров: 574 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz