У большинства
людей доминирует определенное полушарие. Кроме того, мозг и тело связаны
«наоборот», то есть правое полушарие контролирует левую половину тела.
Полушария
работают по-разному.
Правое полушарие
Делает все
сразу, целостно, ищет и устанавливает связи инстинктивно, интуитивно,
предпочитает образы, не следит за временем.
Левое полушарие
Предпочитает
последовательность, выделяет детали, стремится к классификации информации,
делает конкретные выводы, устанавливает причинно – следственные связи, любит
грамматику/слова, сосредоточено на времени.
У большинства
людей полушария работают именно так, но встречаются обратные исключения. Для
эффективности обучения следует с учетом состава класса и изучаемой темы по мере
необходимости активизировать обе части мозга.
Специфика
использования полушарий отражается и на физиологии. Каждый человек, как
правило, преимущественно пользуется каким-нибудь одним глазом. Люди по-разному
распределяют вес и соответственно выбирают позу.
В основном
люди принимают позы и двигаются не задумываясь. Так неосознанно вырабатывается
индивидуальный стереотип.
Доминирование
левого или правого полушария проявляется с возрастом и по мере обучения, а
изначально каждый человек, особенно в раннем детстве, использует оба полушария.
Обучение чаще всего основано на активизации функций левого полушария. Тип
информации и способ ее подачи закрепили ее доминирование и выработали у
человечества подозрительное отношение к «интуитивному» правому. Иными словами,
со временем мы учимся полагаться на логику и анализ, а не на интуицию, то есть
доверять разуму, а не сердцу.
При
традиционном обучении левополушарные люди склонны к математике, научным и
техническим дисциплинам; правополушарные – к дизайну, музыке и художественному
творчеству.
Разработка и
проведение уроков с учетом специфики полушарий является одним из признаков
мастерства учителя.
Некоторые
техники рассчитаны на «подключение» обоих полушарий. Одна из них –
разработанная Тони Бузаном техника майндэппинга.
Принципиальная схема майндэппинга:
-
возьмите лист бумаги и напишите посередине
название темы;
-
произвольно проведите линию из центра и дайте ей
название;
-
все слова должны находиться на линиях, а линии
должны быть связаны друг с другом;
-
делайте записи, не заботясь об аккуратности;
-
закончив, проверьте, соединены ли все линии;
-
используйте разные цвета для основных линий;
-
не ограничивайте выбор формы, символов, цвета и
т. д.
Преимущества майндэппинга:
-
точное выявление основной идеи;
-
определение наиболее важных идей (они будут
ближе к центру);
-
простота внесения дополнений;
-
отчетливая картина изменений.
Майндэппинг
включает элементы ассоциативного мышления и мозгового штурма, свойственные
правому полушарию, а также логику, последовательность, планирование, присущие
левому. Такой комплексный подход позволяет оптимизировать деятельность
головного мозга в целом.
Основные
положения
-
Левое полушарие склонно к логике и расчету.
-
Правое полушарие более креативно и интуитивно.
-
В целях эффективного обучения необходимо
«обращаться» к обоим полушариям.
-
В мозгу одновременно протекают различные
процессы.
-
Активизирующие упражнения способствуют повышению
эффективности работы мозга.
-
Разнообразие материала и техник помогает
раскрыть все потенциальные возможности мозга.
-
Язык отражает деятельность мозга и влияет на
нее.
-
Внутренний диалог способствует эффективности
обучения.
-
Определенные реакции мозга можно
программировать.
-
У большинства учащихся одно из полушарий мозга
является доминирующим.
-
Традиционная система обучения рассчитана в
основном на левое полушарие.
-
Майндэппинг эффективен, поскольку воздействует
на оба полушария.
-
Учителя должны осознавать собственные
«полушарные предпочтения».
|