Школьникам и учителям!!!
Воскресенье, 19.05.2024, 18:05
Меню сайта
Категории раздела
Физика [30]
Школьникам [30]
Учителям [164]
Астрономия [5]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2011 » Октябрь » 20 » Правильно сформулированные вопросы
09:56
Правильно сформулированные вопросы

Задачей учителя часто является выявление сути ответа, помощь ученику в осознавании сказанного. Для данной цели существует ряд приемов, некоторые из них приведены ниже.

Поощрение - это минимальное средство для поддержания изложения учащимся учебного материала, подтверждение высказанного. К поощрениям относятся утверждения, которые демонстрируют признание, подтверждение и понимание сказанного учеником. Техника поощрения - это минимальное средство, чтобы показать ученику вашу включенность в беседу. Сюда входят короткие реплики вроде: «Ага…", "Угу…", "Так…", а также короткие фразы типа: "Я понимаю…" или "Да-да, продолжайте…". Другими образцами техники поощрения могут быть такие фразы: "Не могли бы Вы более подробно рассказать о …" или "Продолжим нашу беседу…". Все они, подобно соли, полезны, когда используются в меру. Опасность заключается в их чрезмерном использовании, тогда они раздражают или становятся просто смешными.

Повторение - это почти буквальное воспроизведение сказанного учеником или избирательное акцентирование определенных элементов его сообщения. Возвращение сказанного создает у учащегося ощущение, что учитель стремится понять и прочувствовать то, что было выражено им. Кроме того, повторение фокусирует внимание на ответе ученика, позволяя ему осознать дополнительные значения и выразить невысказанное.

Вопрос - это приглашение о чем-то рассказать, средство сбора интересующей информации, уточнения или исследования ответа учащегося. Бывают открытые и закрытые вопросы.

В педагогической деятельности предпочтительны открытые вопросы. Открытый вопрос - это возможность сосредоточить внимание учащегося на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы.

 Открытые вопросы часто начинаются с вопросительных слов "что", "почему", "как" и служат для сбора информации. Подобные вопросы требуют от ученика развёрнутого ответа, на них трудно ответить "да" или "нет". Вопрос, начинающийся с "Что...", часто помогает сформулировать суть сообщения. Например, "Что именно вы сказали?" или "И что произошло после этого?" Вопрос "Почему..." побуждает ученика говорить о причинах, объясняющих происшедшее. Например, "Почему это произошло?" Вопросы, начинающиеся с "Как ..." или "Каким образом ...", позволяют акцентировать последовательность тех или иных событий. Например: "Как вы пришли к этому выводу?" или "Каким образом вы принимаете решение?"

Короткий вопрос - это самый экономный способ (через встроенные в контекст высказывания короткие фразы или отдельные слова с вопросительной интонацией) повлиять на изложение учеником учебного материала, изменить направление ответа или обратиться за уточнением или прояснением. В ряде случаев лучшим средством является именно короткий вопрос, в котором опущены все те слова, которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста. Реплики типа "И что?", "А почему?", "С какой целью?" легко встраиваются в ответ, направляя его течение.

Есть 4 классических вопроса, которые позволяют определиться даже в той ситуации, когда вроде бы и спросить нечего: «Что ты сейчас делаешь?», «Что ты чувствуешь в данный момент?», «Чего ты сейчас боишься (избегаешь)?», «Что ты хочешь, чего ты ждешь от меня?»

Прояснение - это возвращение, как правило, в более сжатой и ясной форме сути когнитивного содержания высказывания ученика. Прояснение состоит в сверке правильности понимания учителем ответа ученика, поэтому процесс прояснения можно назвать сверкой восприятий. Целью прояснения также является более ясное понимание самим учеником собственного ответа.

Если что-то в ответе ученика остаётся неясным, уместно использовать проясняющий вопрос: "Что вы имеете в виду, когда говорите...?" Множество реплик учителя - это лишь вариации данного вопроса. "Правильно ли я понял, что..."; "Насколько я понял, ты рассматриваешь это следующим образом..."; "Ты можешь поправить меня, если я ошибаюсь, как я тебя понял..."; "Другими словами, ты считаешь...".

 

Категория: Учителям | Просмотров: 653 | Добавил: Leha148 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Школьникам и учителям!!! Бесплатный хостинг uCoz