Задачей
учителя часто является выявление сути ответа, помощь ученику в осознавании
сказанного. Для данной цели существует ряд приемов, некоторые из них приведены
ниже.
Поощрение - это минимальное
средство для поддержания изложения учащимся учебного материала, подтверждение
высказанного. К поощрениям относятся утверждения, которые демонстрируют
признание, подтверждение и понимание сказанного учеником. Техника поощрения -
это минимальное средство, чтобы показать ученику вашу включенность в беседу.
Сюда входят короткие реплики вроде: «Ага…", "Угу…",
"Так…", а также короткие фразы типа: "Я понимаю…" или
"Да-да, продолжайте…". Другими образцами техники поощрения могут быть
такие фразы: "Не могли бы Вы более подробно рассказать о …" или
"Продолжим нашу беседу…". Все они, подобно соли, полезны, когда
используются в меру. Опасность заключается в их чрезмерном использовании, тогда
они раздражают или становятся просто смешными.
Повторение - это почти
буквальное воспроизведение сказанного учеником или избирательное акцентирование
определенных элементов его сообщения. Возвращение сказанного создает у
учащегося ощущение, что учитель стремится понять и прочувствовать то, что было
выражено им. Кроме того, повторение фокусирует внимание на ответе ученика,
позволяя ему осознать дополнительные значения и выразить невысказанное.
Вопрос - это приглашение о
чем-то рассказать, средство сбора интересующей информации, уточнения или
исследования ответа учащегося. Бывают открытые и закрытые вопросы.
В педагогической деятельности предпочтительны открытые вопросы. Открытый
вопрос - это возможность сосредоточить внимание учащегося на определенном
аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы.
Открытые
вопросы часто начинаются с вопросительных слов "что",
"почему", "как" и служат
для сбора информации. Подобные вопросы требуют от ученика развёрнутого
ответа, на них трудно ответить "да" или "нет". Вопрос,
начинающийся с "Что...", часто помогает сформулировать суть сообщения.
Например, "Что именно вы сказали?" или "И что произошло после
этого?" Вопрос "Почему..." побуждает ученика говорить о
причинах, объясняющих происшедшее. Например, "Почему это произошло?"
Вопросы, начинающиеся с "Как ..." или "Каким образом ...",
позволяют акцентировать последовательность тех или иных событий. Например:
"Как вы пришли к этому выводу?" или "Каким образом вы принимаете
решение?"
Короткий вопрос - это самый экономный способ (через встроенные
в контекст высказывания короткие фразы или отдельные слова с вопросительной
интонацией) повлиять на изложение учеником учебного материала, изменить
направление ответа или обратиться за уточнением или прояснением. В ряде случаев
лучшим средством является именно короткий вопрос, в котором опущены все те слова,
которые так или иначе могут быть поняты из общего контекста. Реплики типа
"И что?", "А почему?", "С какой целью?" легко
встраиваются в ответ, направляя его течение.
Есть 4
классических вопроса, которые позволяют определиться даже в той ситуации, когда
вроде бы и спросить нечего: «Что ты сейчас делаешь?», «Что ты чувствуешь в
данный момент?», «Чего ты сейчас боишься (избегаешь)?», «Что ты хочешь, чего ты
ждешь от меня?»
Прояснение - это
возвращение, как правило, в более сжатой и ясной форме сути когнитивного
содержания высказывания ученика.
Прояснение состоит в сверке правильности понимания учителем ответа ученика,
поэтому процесс прояснения можно назвать сверкой
восприятий. Целью прояснения также является более ясное понимание самим
учеником собственного ответа.
Если что-то в ответе ученика остаётся неясным, уместно использовать проясняющий вопрос: "Что вы имеете
в виду, когда говорите...?" Множество реплик учителя - это лишь вариации
данного вопроса. "Правильно ли я понял, что..."; "Насколько я
понял, ты рассматриваешь это следующим образом..."; "Ты можешь
поправить меня, если я ошибаюсь, как я тебя понял..."; "Другими
словами, ты считаешь...".
|