1.
Обстановка и
гигиенические условия в классе (кабинет). Температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных,
неприятных звуковых раздражителей и т. д.
2. Число видов учебной деятельности. Опрос
учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы, решение примеров, задач. Норма – 4-7 видов деятельности за
урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает,
например, при выполнении контрольной работы. Сочинение – более творческая
задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже. Наоборот,
частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных
адаптационных усилий.
3. Средняя продолжительность и частота
чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 мин.
4. Число видов преподавания Словесный,
наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма – не менее
трех.
5.
Чередование
видов преподавания. Норма – не позже
чем через 10-15 мин.
6.
Наличие и выбор
методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения
самих учащихся, когда они превращаются из «потребителей знаний» в субъектов
действия по их получению и созиданию. К таким методам относятся: метод
свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, способа действия, способа
взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли
учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия,
семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и
развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).
7.
Место и длительность
применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами). Умение учителя
использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
8.
Позы учащихся.
Чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются
ли позы в соответствии с видом работы).
9.
Физкультминутки
и другие оздоровительные моменты на уроке. Их место, содержание и
продолжительность. Норма – на 15-20 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений
с 3-4 повторениями каждого.
10. Наличие в содержательной части урока
вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Демонстрация,
прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и к его здоровью
как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни;
формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального
способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных
последствиях выбора поведения и т. д..
11. Наличие у учащихся мотивации к учебной
деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать,
радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. д.). Используемые
учителем методы повышения этой мотивации.
12. Психологический климат на уроке.
13. Наличие на уроке эмоциональных разрядок.
Шутки, улыбки, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с
комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.
В
конце урока следует обратить внимание на:
14. Плотность урока. Количество времени,
затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более
75-80%.
15. Момент наступления утомления учащихся и
снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по
возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной
работы. Норма – не ранее чем через 25-30 мин в 1 классе; 35-40 мин в начальной
школе; 40 мин – в средней и старшей школе; 30 мин – для учащихся классов
компенсирующего обучения.
16. Темп и особенности окончания урока.
-
Быстрый темп: «скомканность», нет времени для ответов на вопросы учащихся,
быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания.
-
Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы,
учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.
-
Задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).
|