Ключ к методике
Подсчитайте алгебраическую сумму баллов по строкам. Чем
выше итоговый балл в строке, тем выше выраженность симптома «эмоционального
сгорания».
1.
Неудовлетворенность собой: 1, 8, 15, 22, 29.
2.
«Загнанность в клетку»: 2, 9, 16, 23, 30.
3.
Редукция профессиональных обязанностей: 3, 10, 17, 24,
31.
4.
Редукция личных достижений: 4, 11, 18, 25, 32.
5.
Отсутствие социальной поддержки: 5, 12, 19, 26, 33.
6.
Эмоциональная опустошенность: 6, 13, 20, 27, 34.
7.
Личностная отстраненность (деперсонализация): 7, 14,
21, 28, 35.
От - 10 до –5
не сложившийся симптом;
От –5 до 0
складывающийся симптом;
От 0 до + 5
сложившийся симптом;
От + 5 до + 10
доминирующий симптом.
У учителей с
разным стилем руководства выраженность синдрома «эмоционального сгорания»
значительно различается. Максимально он выражен у учителей отстраненного,
опекунского и приспосабливающегося стилей и минимально – у учителей
развивающего и демократического стилей. Эмоциональная опустошенность несколько
проявляется у всех учителей, но у учителей с максимально выраженным синдромом
проявляется также ощущения «загнанности в клетку», отсутствия социальной
поддержки, неудовлетворенности собой.
2. Опросник на
«выгорание» МВI
Авторами данной методики являются американские психологи К.
Маслач и С.Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в
профессиях типа «человек - человек». Данный вариант адаптирован Н.Е. Водопьяновой.
Инструкция:
Ответьте, как часто Вы испытываете чувства,
перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по
каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и
переживаний: «никогда», «очень редко», «иногда», «часто», «очень часто»,
«каждый день»».
Текст
опросника
1. Я
чувствую себя эмоционально опустошенным.
2. После
работы я чувствую себя как «выжатый лимон».
3. Утром
я чувствую усталость и нежелание идти на работу.
4. Я
хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать
это в интересах дела.
5. Я
чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами
(без теплоты и расположения к ним).
6. После
работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.
7. Я
умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при
общении с коллегами.
8. Я
чувствую угнетенность и апатию.
9. Я
уверен, что моя работа нужна людям.
10. В последнее время я стал более «черствым» по
отношению к тем, с кем работаю.
11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.
12. У меня много планов на будущее, и я верю в их
осуществление.
13. Моя работа все больше меня разочаровывает.
14. Мне кажется, что я слишком много работаю.
15. Бывает, что мне действительно безразлично то,
что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и
всех.
17. Я легко могу создать атмосферу
доброжелательности и сотрудничества в коллективе.
18. Во время работы я чувствую приятное оживление.
19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни
много действительно ценного.
20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко
многому, что радовало меня в моей работе.
21. На работе я спокойно справляюсь с
эмоциональными проблемами.
22. В последнее время мне кажется, что коллеги и
подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.
Обработка результатов:
Опросник имеет три шкалы:
«эмоциональное истощение» - 9
утверждений;
«деперсонализация» - 5
утверждений;
«редукция личных достижений» - 8
утверждений;
Ответы испытуемого оцениваются:
-
0 баллов «НИКОГДА»;
-
1 балл «ОЧЕНЬ РЕДКО»;
-
3 балла «ИНОГДА»;
-
4 балла «ЧАСТО»;
-
5 баллов «ОЧЕНЬ ЧАСТО»;
-
6 баллов «КАЖДЫЙ ДЕНЬ».
Ключ к опроснику:
Ниже
перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.
1.
Эмоциональное истощение - ответы «ДА» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20
(максимальная сумма баллов 54).
2.
Деперсонализация - ответы «ДА» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22. (максимальная
сумма баллов 30).
3.
Редукция личных достижений - ответы «ДА» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21
(максимальная сумма баллов 48).
Выводы: Чем больше сумма
баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены
различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме
баллов всех шкал.
Итак, что же можно
сделать с выгоранием? Специалисты, занимающиеся этой проблемой, советуют вам
проанализировать отношение к своей профессиональной деятельности и изменить
свой образ жизни.
1. Ответьте на вопрос: «Зачем я
работаю?» Составьте список всех причин – и реальных и абстрактных, которые
заставляют вас работать. Определите мотивацию, ценность и значение своей
работы.
2. Убедитесь в правильности
утверждения: «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите то, чем вам
нравится заниматься, в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда
вы в последний раз этим занимались.
3. Создайте группу поддержки. Это
регулярные встречи друзей и сотрудников.
4. Начните заботиться о своем
физическом здоровье. Сюда входят физические упражнения, питание и борьба с
вредными привычками, например, курением.
5.
Начните заботиться о своем психологическом здоровье. Используйте для этого
тренинги: релаксации, ведение переговоров, управление временем.
6. Делайте каждый день какую-нибудь
глупость. Покатайтесь на скейте, поиграйте в классики, попускайте мыльные
пузыри или погримасничайте. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя
слишком серьезно.
|